Оборудование. Пневмотестер: практика работы
01.10.2006
-
Введение
-
Одним из условий работы двигателя внутреннего сгорания является обеспечение необходимой компрессии - давления топливовоздушной смеси (в бензиновых двигателях) или воздуха (в дизельных двигателях) в конце такта сжатия. Давление в конце такта сжатия зависит от:
-
- наполнения цилиндра перед началом сжатия - зависит от оборотов двигателя и пропускной способности впускных каналов;
-
- степени сжатия - соотношения объема цилиндра непосредственно перед сжатием (когда поршень в нижней мертвой точке) и объема в конце такта сжатия (когда поршень в верхней мертвой точке). Степень сжатия является расчетной величиной и закладывается при конструировании двигателя, в процессе эксплуатации она не меняется;
-
- герметичности надпоршневого пространства. Герметичность надпоршневого пространства определяется механическим состоянием двигателя. Основные места негерметичности - клапана, поршневые кольца, прокладка головки блока.
-
Одним из методов проверки текущего технического состояния является непосредственное измерение компрессии при помощикомпрессометра. Кратко процедура выглядит так:
-
- из двигателя выкручиваются свечи и отключается топливоподача и зажигание (возможны варианты). Также рекомендуется демонтаж воздушного фильтра и полное открытие дроссельной заслонки;
-
- поочередно к свечному отверстию каждого из цилиндров подключается компрессометр (представляет из себя манометр с обратным клапаном);
-
- после подключения к каждому из цилиндров двигатель прокручивается стартером и определяется максимальное давление в цилиндре;
-
- анализируется давление в каждом из цилиндров и их разброс.
-
У этого метода есть свои преимущества и недостатки. Тремя основными недостатками являются:
-
- зависимость показаний от оборотов двигателя. При этом обороты при прокрутке стартером (250-350 об/мин) существенно отличаются даже от оборотов в режиме холостого хода (700-900 об/мин), не говоря уже о режимах частичных и полных нагрузок.
-
- недостаточная информативность теста для выявления не только проблемных цилиндров, но и первопричины недостаточного давления. Определенные методики для локализации мест неисправностей с помощью компрессометра существуют, но это тема отдельного материала;
-
- невозможность проведения теста на демонтированном двигателе, частично разобранном двигателе или двигателе с неработающим стартером.
-
Для того, чтобы устранить эти недостатки существует методика использования пневмотестеров - при этом, во-первых, анализируется непосредственно герметичность надпоршневого пространства (обороты не оказывают никакого влияния на измерения, так как коленчатый вал при проведении теста неподвижен), во-вторых, имеется возможность локализации неисправностей, в-третьих, имеется возможность проведения теста на снятом или частично разобранном двигателе или на двигателе с неработающим стартером, в-четвертых, показания пневмотестера более наглядны и, соответственно, понятны не только диагносту, но и владельцу автомобиля.
-
Суть методики
-
Герметичность надпоршневого пространства (один из основных показателей механического состояния двигателя) определяется по падению давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр через свечное отверстие (на бензиновом двигателе) или отверстие для форсунки (на дизельном двигателе).
-
Требуемое оборудование
-
Для использования методики требуется наличие специального прибора - пневмотестера, который состоит из:
-
1 - входного штуцера, в который подается сжатый воздух с давлением 6-10 Атм;
-
2 - манометра для измерения давления подаваемого воздуха;
-
3 - регулятора давления подаваемого воздуха;
-
4 - обратного клапана;
-
5 - манометра для измерения давления в надпоршневом пространстве цилиндра, равного давлению подаваемого воздуха за минусом утечек (манометра контроля утечек);
-
6 - выходного штуцера;
-
7 - шлангов и адаптеров для подключения к свечному отверстию.
-
Типичная процедура выполнения теста
-
1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры, заглушите и выключите зажигание.
-
2. Вывернете свечи.
-
3. Установите поршень проверяемого цилиндра в положение верхней мертвой точки в такте сжатия.
-
4. Зафиксируйте коленчатый вал - для автомобилей с механической коробкой передач включите высшую передачу и затяните ручной тормоз, для автомобилей с автоматической коробкой удерживайте коленчатый вал двигателя специальным стопором или ключом.
-
5. На бензиновом двигателе подключите к свечному отверстию проверяемого цилиндра с помощью шланга и при необходимости адаптеров выходной штуцер пневмотестера. На дизеле подключение производиться через отверстие для форсунки.
-
6. Установите регулятор давления подаваемого воздуха на минимальную величину (для избежания выхода из строя манометров при подаче воздуха).
-
7. Подключите пневмотестер через входной штуцер к источнику сжатого воздуха (компрессору или пневмосети) давлением 6-10 Атм.
-
8. С помощью регулятора давления установите давление подаваемого воздуха на заданном уровне в соответствии с технической документацией на пневмотестер (как правило, 6-10 Атм).
-
9. Снимите показания давления в цилиндре по второму манометру. Его шкала может быть отградуирована как в единицах давления (Атм. и пр.), так и в процентах утечки от заданной величины давления подачи воздуха. Кроме того, зачастую на шкалу нанесены цветные сектора, показывающие области хорошего, удовлетворительного состояния цилиндра и область критической утечки.
-
10. При индикации критической утечки проведите дополнительные исследования для выявления места утечки (см. далее).
-
11. Перед отсоединением пневмотестера от цилиндра или от источника сжатого воздуха обязательно установите регулятор давления подаваемого воздуха на минимальную величину (для избежания выхода из строя манометров).
-
12. Отсоедините пневмотестер от свечного отверстия и повторите процедуру измерений для всех цилиндров.
-
Оценка показаний пневмотестера
-
Даже на новом автомобиле надпоршневое пространство не может быть полностью герметичным - из-за наличия конструктивных зазоров допускается падение давления подаваемого в цилиндр воздуха на 15-20%. В процессе эксплуатации этот величина утечки может увеличиться до 30-40%. Общая таблица для оценки показаний пневмотестера выглядит следующим образом:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Локализация мест утечки (для отдельного цилиндра)
-
Если величина утечки превышает 40-60% рекомендуется провести дополнительные исследования для выявления мест утечки. Для этого:
-
1. Откройте крышку радиатора и расширительного бачка, крышку маслозаливной горловины, выньте масляный щуп, снимите крышку воздушного фильтра (для карбюраторного двигателя) или отсоедините входной патрубок впускного коллектора.
-
2. Установите давление на входном манометре 2-6 Атм.
-
3. По шуму выходящего воздуха или визуально определите место или места выхода воздуха:
-
- выход воздуха из маслозаливного отверстия или гнезда масляного щупа свидетельствует о негерметичности пары цилиндр-поршень (проблема с поршневыми кольцами) или о разрушении поршня.
-
- выход воздуха из впускной системы свидетельствует о негерметичности в паре: впускной клапан - седло клапана (наиболее вероятная проблема - прогар или неправильная работа клапанного механизма).
-
- выход воздуха из глушителя свидетельствует о негерметичности в паре: выпускной клапан - седло клапана (наиболее вероятная проблема - прогар или неправильная работа клапанного механизма).
-
- выход воздуха из соседнего свечного отверстия свидетельствует о негерметичности прокладки головки блока цилиндров или трещине в блоке цилиндров.
-
- воздушные пузырьки (или резкое увеличение уровня жидкости) в расширительном бачке или радиаторе свидетельствуют о негерметичности или прогаре прокладки головки блока цилиндров или о трещине в головке блока цилиндров или самом блоке цилиндров.
-
Не исключена возможность сочетания двух и более неисправностей.
-
Может возникнуть вполне закономерный вопрос - зачем проводить дополнительные исследования, если при неудовлетворительных показаниях двигатель все равно подлежит капитальному ремонту? Дело в том, что:
-
- дополнительные исследования дополнительно подтверждают заключение данное при анализе показаний пневмотестера.
-
- дополнительные исследования дают мотористу важную информацию, на что обратить внимание при капитальном ремонте.
-
Кроме того, провести приведенные тесты можно и вообще не имею пневмотестера, просто поджав сжатый воздух в свечное отверстие, ведь при этих тестах точная величина подаваемого давления значения не имеет.
-
Вывод. Пневмотестер является одном из важнейших вспомогательных диагностических приборов. Использование его показаний позволяет избежать проведения неоправданного капитального ремонта. А в случае реальной необходимости капитального ремонта за счет максимальной наглядности показаний ("стрелка в красной зоне") не возникает каких-либо сомнений в правильности поставленного диагноза со стороны владельца автомобиля.
-
Автор статьи: Виснап К.Н ( для Издательства "Легион-Автодата")
Постоянный адрес статьи: http://www.ardio.ru/pnevmet.php
Книги по ремонту автомобилей