Страна Мастеров. Москва

Фокин Алексей

15.04.2018

Давайте посмотрим, какими реалиями и перспективами живут участники нашей Олимпиады .


Знакомьтесь: Фокин Алексей Евгеньевич.


По итогам московского регионального этапа Олимпиады в 2017-м он стал призером. На данный момент работает в Москве, диагностирует и ремонтирует вот такие красивые машинки: 




Наверняка многие видели такие автомобили в городском потоке и смотрели на них как на игрушки. Но на самом деле эти авто весьма достойные как по комфорту, так и по своей электронной начинке. Диагностикой, ремонтом и тюнингом этих авто и занимается Алексей Фокин.

Автомобилями он увлечён давно, можно сказать, "с детства". В Калуге, где Алексей родился и жил первое время, то частенько пропадал у знакомых по гаражам.

А когда настало время выбора профессии, то по свойству своего характера решил заниматься перспективными вопросами – электроникой. Поэтому поступил в Калужский Филиал Московского Государственного университета им. Н.Э. Баумана (КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана). Успешно его закончил и получил своё первое высшее образование по микроэлектронике (твердотельная микроэлектроника). А чтобы добавить себе уверенности на перспективу, получил и второе высшее образование по компьютерной безопасности. С таким багажом можно уверенно вступать в жизнь?

Несколько лет проработал на Сосинском приборостроительном заводе, где делали электронику для военных. Казалось бы, так можно жить и дальше: зарплата стабильная есть, перспектива какая-никакая тоже есть, но … заскучал, как он говорит. И решил развиваться в другом направлении, попробовать себя "на вольных хлебах".

Познакомился с человеком из Москвы, который предложил заниматься блочным чип-тюнингом. Дело интересное и новое. Надо было учиться, добавлять знания, что и было сделано на курсах обучения у Алексея Викторовича Ниточкина из Электростали (Алексей Викторович является постоянным автором статей на интернет-портале компании Легион-Автодата, многие его знают и благодарны за помощь и поддержку). А сам Алексей Фокин так говорит о нем: "Очень сильно благодарен ему за опыт, который получил… после обучения у Ниточкина стал глубже понимать электронику автомобиля, начал серьёзно заниматься программным чип-тюнингом, сейчас поддерживаем с ним дружеские отношения, периодически созваниваемся".

А здесь, в дилерском центре Smart, всегда есть чем заниматься. Тем более, что работа творческая, есть куда развернуться и где применить свои знания.

Сейчас, например, интересное направление - светотехника.


Работать со Смартами интересно: они сделаны на базе Renault Twingo, отсюда и появляются "интересности" при диагностике и ремонте. Хотя надо отметить, что производитель Смартов как мог максимально улучшил конструкцию и начинку.

Но всегда встречаются логические и электронные задачки, над которыми приходится размышлять, думать, удивляться.

Например, внезапно "дворники" начинают работать беспорядочно и неритмично. И даже при выключении зажигания - работают не переставая, "живут сами по себе".

Неисправность искали долго, хорошо, что есть большая статистика по неисправностям. Выяснили, что вся причина в блоке SAM. Точнее, в предохранителях идущих на него:


И только после замены перегоревших предохранителей система успокаивается и начинает работать штатно.

Другая интересная неисправность: в любом авто есть подсветка салона. Обыкновенная лампочка. И если по каким-то причинам в этой схеме образуется короткое замыкание, то возникает целая гирлянда неисправностей: система ESP начинает "висеть"… отказ по тормозам … отказ по подушкам безопасности…автомобиль не заводится.

Удивляться не стоит: значит, не зря этому автомобилю было присвоено "четыре звезды" по безопасности. Электроника максимально оберегает водителя от всякого рода неприятностей.

Сейчас у Алексея в работе интересная машинка с ручной коробкой – редкость для Смартов.


На автомобиле есть функция, которая уже стала обычной - "старт-стоп". Подъехал к светофору - электроника мотор глушит. Начал движения - мотор запустился.

Но "по умолчанию" эта функция всегда включена. И каждый раз, когда владелец автомобиля начинает движение, ему надо эту функцию отключать - что сильно раздражает большинство клиентов.

Алексей стал решать этот вопрос: небольшая плата с микроконтроллером и памятью внутри. И теперь машина сама запоминает в каком положении была кнопка "старт-стоп" при последнем выключении мотора. Если клиенту нравится эта функция - хорошо, если нет, то через 5 секунд после запуска схема будет самостоятельно выключаться (интересно, почему Производитель сам не додумался до такого простого решения).

А вот как Алексей сам говорит по этой системе: "Первое мое знакомство с системой Start-Stop случилось на 453 Smart, когда мне оставили эту машину для откатки прошивки двигателя.


Залез в ЭБУ, обвешал машину датчиками и поехал в город. На первом же перекрестке машина заглохла, чего я от нее совсем не ожидал. Отпустил тормоз и машина сама завелась. Это было мое первое знакомство с этой системой, а в процессе работы над этим автомобилем знакомился я с этой системой все ближе и все меньше она мне нравилась.

Прошу не путать систему Start-Stop, которая глушит автомобиль на перекрестках с кнопкой Start-Stop (бесключевой запуск двигателя), который запускает двигатель по нажатию на кнопку. Система Start-Stop служит для выключения двигателя во время остановки и автоматический его запуск при попытке начала движения. При этом вся электрическая часть автомобиля (мультимедиа, климат, освещение) продолжают работать.

На современных автомобилях система Start - Stop является обязательной, так как без нее невозможно соблюсти нормы токсичности Евро-5. Так же маркетологи компаний пытаются выдать слабые стороны за сильные, поэтому утверждают, что эта система экономит ресурс автомобиля, а так же экономит топливо. Ниже мы рассмотрим, на что пришлось пойти производителю что бы добавить Start Stop в автомобиль, какие есть у него слабые и сильные стороны и способы его отключения.

Для того, что бы система старт-стоп сработала, необходимо выполнение следующих требований (числа средние, много зависит от конкретного производителя)
- После запуска двигателя прошло 5 или более секунд
- Температура двигателя должна быть выше 55 градусов и ниже 100
- Температура за бортом выше -5 градусов
- Функция Start-Stop не отключена кнопкой в салоне автомобиля
- Аккумулятор заряжен более чем на 65% (для Smart 80%)
- Напряжение в сети выше 11,4 В.

С введением системы Start-Stop сильно увеличилась нагрузка на систему электроснабжения автомобиля и на систему запуска. Как понятно из описания этой функции, во много раз увеличилась нагрузка на стартер.

Если изначально за период поездки стартер срабатывал только один раз (во время запуска), то после активации Start-Stop двигатель будет запускаться от 1 до 30 раз в зависимости от дальности поездки, количества светофоров у вас на пути и от пробок. Поэтому производителю пришлось усилить стартер, но все равно, выход из строя стартера на машинах с этой системой не является редкостью.

Оригинально решили эту проблему японцы. Mazda сделала свою систему Start-Stop, и назвала ее iStop. В ней интересно реализована система запуска двигателя непосредственного впрыска, которая позволяет значительно снизить нагрузку на стартер. Двигатель останавливается в среднем положении на такте рабочего хода, а при отпускании тормоза в цилиндр впрыскивается топливо и подается искра, в результате основная нагрузка снимается со стартера (он только докрутит двигатель). На Smart же стоит обыкновенный двигатель с впрыском топлива на клапан, это означает, что нагрузка на стартер будет существенная.



Следом за стартером производителю пришлось усиливать систему зарядки автомобиля. Первым звеном в усилении стал аккумулятор.

Автомобили, оснащенные этой системой, как правило отличаются усиленной АКБ, так как стартер заводит автомобиль намного чаще, и вся электроэнергия, расходуемая на работу всех систем автомобиля, во время стоянки с заглушенным двигателем, берется от АКБ. Из-за этого генератор заряжает АКБ бОльшими токами, что сказывается на ресурсе не лучшим образом. Поэтому в автомобилях с системой Start-Stop используются усиленные аккумуляторы, наиболее популярны AGM и EFB. Эти аккумуляторы отличают высокие токи зарядки, что позволяет их быстрее заряжать. Платить за это приходится высокой стоимостью и не лучшей надежностью.

Напомню, что классические кислотные АКБ рекомендуется заряжать током не больше 0,1 от емкости. То есть для АКБ в 64 Ач это 6А. Теперь посмотрим, какими токами заряжаются АКБ на Smart 453.

На фото скриншот Xentry заведенного Smart 453 с разряженным аккумулятором. Видно что он заряжает АКБ током в 60 А, а это показатели хороших литиевых АКБ.


Стоит отметить что это разряженный АКБ, при зарядке АКБ от 80% ток падает до приемлемых 6-12 А. Естественно, если постоянно гонять такие токи через АКБ, то и жить он будет не долго, так как свинцовые АКБ для этого не предназначены. Именно поэтому крайне не рекомендуется ставить в автомобили с системой Start Stop обычные, свинцовые АКБ. Они там долго не проживут.

Нередки случаи, когда владельцы меняют АКБ раз в 1-2 года. Особенно сильно это заметно зимой. В Smart 453 еще все осложнено установкой АКБ - спереди под капотом, вдалеке от двигателя. Напомню, что для нормального заряда АКБ необходимо его прогреть, хотя бы до 0 градусов, а единственным средством нагрева АКБ в Smart 453 остается радиатор системы охлаждения. Но этот радиатор сам начинает прогреваться только через минут 15-20 после запуска. В результате получаем, что АКБ работает в самых плохих условиях, которые только можно представить. По работе я связан с каршерингом YouDrive и во время зимних морозов к нам пачками притаскивали не запускающиеся Smart 453 с дохлыми АКБ. Еще на что пошли производителя из за системы Start-Stop: это дополнительные электрические насосы системы охлаждения. Они ставятся для того, что бы во время остановки двигателя не останавливалась циркуляция охлаждающей жидкости. Это не дает двигателю перегреется, а так же остается работоспособная печка.

Однако обратной стороной является повышенное энергопотребление. Некоторые производители пошли еще дальше и устанавливают на свои системы дополнительные электрические масляные насосы, но на Smart, к сожалению, такого нет.

Теперь поговорим о минусах Start-Stop. Первый, и, как я считаю, самый существенный минус, относится к турбированным версиям Smart. В инструкции ко многим турбо автомобилям идет пункт, что после активной езды, перед тем как заглушить автомобиль, ему надо дать 3-5 минут поработать на холостых оборотах. Это нужно для того, что бы турбина смогла охладиться. Многие для этих целей ставят турботаймеры, что бы можно было вытащить ключ из зажигания, закрыть автомобиль, а он сам бы заглох через несколько минут. С системой Start - Stop турбине становится совсем плохо, так как (особенно при интенсивной езде) двигатель будет глохнуть на каждом светофоре и к нему будет переставать подаваться смазка.

Из-за этого может забиться скоксовавшимся маслом масляный канал и тогда турбине конец. А у Smart 453 турбина поставляется только полным комплектом с выпускным коллектором и всеми датчиками за, примерно, 170 т.р.

Вторым недостатком Start- Stop является высокая нагрузка на электрическую систему автомобиля (АКБ, генератор, стартер), и, как следствие, меньшая их надежность. Я думаю что у многих к этому моменту уже созрел вопрос: а можно ли как-то отключить систему Start-Stop? Да, можно. И вот несколько способов. Первый - отключить систему с кнопки в салоне. Все очень легко - нажал на кнопку и она выключилась.


Но во время следующего запуска Smart 453 система Start-Stop будет опять включена, поэтому эту процедуру надо будет проводить каждый раз. Где-то читал, что на каких то автомобилях (не Smart), можно было заблокировать кнопку Start-Stop в зажатом состоянии и система сама сразу выключалась. Но на Smart это не работает, более того, можно словить ошибку по системе Start-Stop. Так же видел решения с впаиванием конденсатора, которое тоже не работает на Smart 453. Второй вариант выключения Start-Stop - это отключение датчика тока АКБ. На Smart 453 датчик тока находится на минусовой клемме АКБ. Из недостатков - перестает штатно работать система зарядки и на приборной панели загорается значок неисправности. Не рекомендую этот вариант.



И третий вариант, который я рекомендую всем и сам использую: использование отдельных плат для отключения системы Start Stop. Эти платы позволяют добавить память к кнопке Start-Stop. Если автомобиль был заглушен с отключенной с кнопки системой Start-Stop, то и во время следующего запуска Start-Stop будет отключен. То есть, с этой платой кнопка станет с памятью.

Дополнительная плата показана на фото, она устанавливается за пластик торпеды в район кнопки отключения Start-Stop.

Вот так выглядит плата с микроконтроллером. Устанавливается за пластик салона, по габаритам примерно 1,5 х 2 см. Она подключена к самой кнопке, к светодиоду, указывающему на отключение системы, и к питанию от замка зажигания.




На фото: показан тестовый вариант исполнения, в дальнейшем всё будет выглядеть намного достойнее. О надёжности не говорю - присутствует.


 Ниже фрагмент видео: "Тест отключалки системы Start-Stop".


Ещё интересное: в этих автомобилях есть система ESP, которая "работает по максимуму": электроника настолько сильно заточена оберегать водителя, что "дует на воду" - при небольшом проворачивании колес система начинает "душить мотор", снижает его мощность.

И это доставляет владельцам проблемы: как рассказывал один из клиентов, зимой ему однажды не удалось въехать в гараж, колёса проскальзывали.


И сейчас этим вопросом занимается Алексей: есть такая задумка, чтобы вручную отключать систему ESP при необходимости. Конечно, делаться всё будет только по просьбе клиента. И на общую безопасность это не повлияет, придумываются специальные алгоритмы работы.

Для клиентов, чтобы записаться на диагностику и ремонт Смартов (да и не только Смартов, Алексей очень даже прилично разбирается в электронике), даю адрес:
Фокин Алексей Евгеньевич, fokin91@gmail.com тел. 89605169187

Кучер Владимир Петрович
© Легион-Автодата

 Союз автомобильных диагностов