Перепрограммирование панели приборов

10.03.2012


ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ

Вводную часть этой статьи можно было бы начать так:
Позиционная систе́ма счисле́ния (позиционная нумерация) — система счисления, в которой значение каждого числового знака (цифры) в записи числа зависит от его позиции (разряда).
Шестнадцатеричная система счисления (шестнадцатеричные числа) — позиционная система счисления ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ
по целочисленному основанию 16. Обычно в качестве шестнадцатеричных цифр используются десятичные цифры от 0 до 9 и латинские буквы от A до F для обозначения цифр от 1010 до 1510, то есть 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F - Википедия

...но стоит ли? Большинство наших читателей далеки от этого вопроса,  их в большей степени интересует другое: «Как, что и почему». Тогда перейду на общепонятный язык: автомобиль Subaru Outback 2009 года выпуска,- фото 494. Неисправность: «Не работает приборная панель», клиент жалуется на неисправность комбинации приборов, неточные показания скорости, «непонятный пробег машины» и т.п

ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ
Для проведения диагностики приборная панель была снята и началось её изучение,- фото 00
Вывод после проведения диагностики был неутешительным для клиента: скорее всего панель подвергалась так называемой «коррекции пробега» и она была проведена «криворуко» или поспешно, то есть, некачественно.
После чего, естественно, и «стрелы легли, и показания одометра стали кривыми» (перевожу слэнг: стрелки приборов стали не работать, цифры пробега стали нереальными).

Для уточнения этого диагноза была выпаяна микросхема памяти S93C76, вставлена в программатор и просмотрена в редакторе: предположения оказались верными, руки у предущего спеца, наверное, дрожали-)) и в результате дамп оказался «битым» (неудачно записанным или отредатированным) и надо его заменить.


ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ

ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ

Пишу эти строки и пишется легко и спокойно, а вот делать работу по дампу, причём вот такому, от более-менее новой машины – тяжкий труд. В английском языке слово dump имеет много значений, начиная от «мусора, свалки» и заканчивая «снимок оперативной памяти». У нас первый вариант: то, что лежит на столе перед Денисом – это и есть «мусор и свалка». Самые настоящие. Никакого «хранилища» внутри этого дампа сейчас нет, какие-то разрозненные и не связанные между собой цифры и буквы.ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ

 Объем памяти этого дампа 1024 байта. Внутри помещаются все необходимые сведения для работы приборов, пробега автомобиля, правильного отображения поступаемых сигналов от блока управления «туда и обратно», каллибровки стрелок и т.п.

          И всё это размещается вот в такой небольшой микросхеме,- фото 02-1 * EEPROM

В работе любого автомобильного диагноста при возникновении подобных проблем  работа начинается «от печки», то есть, от заводской маркировки устройства. ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ

Вот она на фото 03, в штрих-коде и цифрах зашифрована

вся необходимая информация об устройстве, в нашем случае – о приборной панели. Если её понимать и в ней разбираться – проблем нет.
Потому что всегда есть друзья и коллеги, которые помогут – всегда. Автомобильному диагносту нельзя без помощи коллег: «Сегодня помог  ты, завтра помогут тебе». Есть и другие варианты общения между собой, но они всегда мёртворождённые.
После созвона и поисков дамп был найден точно от такой же машины. Интернет под рукой, и через пару минут дамп был на столе.

На фото 04 ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ ПАНЕЛИ ПРИБОРОВпоказан рабочий момент, на мониторе можно увидеть редактор, где и происходит «святая святых» по восстановлению прошивки.

Что дальше? Для кого как: кто в теме, тому всё знакомо, для клиента – тёмный лес. Чтобы понять куда и что ставить (прописывать), надо не только отлично разбираться в понятии «шестнадцатиричная система счисления», но и знать адреса ( расположение) нужной строки или строк. Обязательно насторожиться, если в какой-то строке стоят только цифры 00 или только буквы АА, например, -))…при необходимости знать и поменять местами младший и старший байты…ну и так далее.

Сложность описываемой работы не только в умелом использовании программного обеспечения, в его точном знании, но и умении «работать руками». Как говорит Денис Юрьевич, «тут надо чтобы пальцы чувствовали»…потому что у каждой «приборки» (приборной панели) , есть свои особенности установки стрелок приборов. И если неправильно их снимать, то можно не только саму стрелку сломать, но и повредить ось или сам микродвигатель.
Выпаивать микросхему тоже непросто, это «в Интернетах» всё просто: «Купите этот сканер и будете самостоятельно проводить диагностику автомобилей любой сложности!». «Купите эту паяльную станцию и сможете самостоятельно сматывать все пробеги!». Смешно. Но ещё ведутся некоторые?

Сказать легко: «выпаять», а на деле…не всё так просто. Ладно, если на микросхеме «всего» 8 «ног», а если более ста? Так что могу сказать, что подобная работа, это и есть «полёт высокой сложности, ответственности и точности».
И такая работа дёшево стоить не может, согласитесь.
Итог работы: приборная панель восстановлена, работает как положено, пробег автомобиля выставлен.
Забыл представить человека, который делал эту работу, знакомьтесь:

Синельников Денис Юрьевич
тел. 8 – 985 – 179 – 85 – 82
Гор. Электросталь, ул. Красная, д. 3
(район автобусного парка, «М-Сервис»)

Себя он позиционирует как «просто автомобильный диагност», стремится к тому, чтобы «стать грамотным радиоинженером».

..............Побольше бы таких «простых автомобильных диагностов».

КУЧЕР Владимир Петрович

Обсуждение на форуме: http://forum.autodata.ru/205/21410/



© Легион-Автодата


Руководства по ремонту Subaru Outback на русском языке

наверх