Полный привод Toyota с 1980 до середины 2000
01.04.2006
1.1. Стандартная схема
Традиционный тойотовский FullTime 4WD, устанавливаемый на "исходно-переднеприводные" модели, действительно когда-то был постоянным и полным, с тремя дифференциалами (межосевой, передний и задний межколесные) и равным распределением момента между передними и задними колесами (соотношение 50/50). Но в настоящее время по этой схеме выпускается лишь небольшая часть из всех моделей фирмы.
На машинах семейств Corolla, Corona, Camry-Vista и RAV4 10 применялась блокировка межосевого дифференциала многодисковой гидромеханической муфтой с электронным управлением (схема STD I).
Нажатие кнопки "C.DIFF AUTO" на панели разрешает блоку управления автоматически выбирать коэффициент блокировки в зависимости от условий движения (при полной блокировке усилие принудительно будет почти поровну делиться между осями), при отжатой кнопке межосевой дифференциал остается постоянно свободным. Номинальным для повседневной езды является именно автоматический режим. Максимальный коэффициент блокировки реализуется системой управления при положениях селектора "L" и "R".
На большинстве моделей с коробкой A540H, выпущенных после 94-96 гг., кнопка "C.DIFF AUTO" отсутствует - водитель полностью отстранен от управления блокировкой и автоматический режим задействован постоянно.
Следует отметить, что схема STD I являлась наиболее совершенной, надежной и эффективной среди всех вариантов полного привода легковых автомобилей Toyota.
Стандартная схема первого поколения (A241H)
Во второй половине 90-ых Toyota начала переход к новым типам трансмиссий и теперь в стандартной схеме 4WD второго поколения (Caldina 215W, RAV4 20, Harrier) блокировка межосевого дифференциала стала осуществляться "закрытой" вискомуфтой (схема STD II). Упрощение конструкции никак не отразилось на надежности, но зато существенно ухудшило эксплуатационные характеристики - за счет слишком низкой эффективности вязкостной муфты по сравнению с гидромеханической.
Стандартная схема второго поколения (U140F)
Компоновка с совмещенными передним межколесным и межосевым дифференциалами и вискомуфтой применялась на Toyota уже давно, но - на моделях с механическими коробками передач. Стандартная схема нового типа в целом повторяет этот принцип, отличия заметны лишь в межосевом дифференциале, где теперь обычно устанавливаются пять сателлитов вместо четырех.
Задний дифференциал при стандартной схеме остается свободным, но "паркетные" джипы (RAV4 10 и 20, Harrier и т.п.) традиционно имеют комплектацию с самоблокирующимся дифференциалом Torsen.
|
Дифференциал Torsen (фрагмент). |
Примечание. Необходимо пояснить - технический английский язык все самоблокирующиеся дифференциалы называет единым понятием LSD (Limited Slip Diff. - ограниченного проскальзывания или повышенного трения), однако на самом деле они разделяются, как минимум, на блокирующиеся с "закрытой" вискомуфтой, с "открытой" вискомуфтой, фрикционные и механические. "Закрытая" вискомуфта начинена силиконовой жидкостью, но ее внутренняя полость не сообщается с картером редуктора. В "открытой" - диски и пластины муфты работают непосредственно в среде рабочей жидкости дифференциала. Во фрикционных частичная блокировка осуществляется за счет осевого перемещения шестеренок приводных валов и трения о корпус дифференциала (здесь как раз и используется LSD-масло). Дифференциалы Torsen работают на ином техническом принципе и используют обычное трансмиссионное масло.
Модель | Выпуск | КПП | Блокировка |
Corolla 90, 100, 110 | 1987-2000 | A241H | центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Corona 195, 215 | 1992-12.1997 | A540H | центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Carina 195, 215 | 1992-08.1998 | A540H | центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Caldina 195 | 1992-08.1997 | A540H | центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Caldina 215W | 08.1997-2002 | U140F | центральный - вискомуфта |
Caldina 246 GT4 | 2002-.. | U140F | центральный - вискомуфта, задний - Torsen (опция) |
Vista 30,40 | 1990-1998 | A540H | центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Ipsum | 1996-04.1998 | A540H | центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Alphard | 2001-.. | U140F | центральный - вискомуфта, задний - Torsen (опция) |
RAV4 10 | 1994-2000 | A540H | центральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением, задний - Torsen (опция) |
RAV4 20 | 2000-.. | U140F | центральный - вискомуфта, задний - Torsen (опция) |
Harrier U10, ACU35 | 1997-.. | U140F | центральный - вискомуфта, задний - Torsen (опция) |
Kluger | 2000-.. | U140F | центральный - вискомуфта, задний - Torsen (опция) |
1.2. Схема V-Flex.
С 1997 года Toyota на большинстве моделей стала реализовывать полный привод по новой моде, известной под общим названием V-Flex Fulltime 4WD. "Честным" его назвать нельзя - реально это схема с подключаемыми задними колесами. Межосевой дифференциал ушел в небытие, а раздатка упростилась до простого углового редуктора, через который момент отбирается от коробки передач и отправляется по кардану назад, где перед задним редуктором установлена вязкостная муфта, срабатывающая и соединяющая хвостовик кардана и входной вал редуктора только если передние колеса начинают "обгонять" задние (то есть при пробуксовке). В остальное время машина остается переднеприводной.
Подобная схема применялась на Toyota и раньше - на моделях класса "B" (семейства Starlet, Tercel, а затем и Vitz) тоже устанавлен упрощенный вариант с подключаемыми задними колесами без межосевого дифференциала, вот только вискомуфта у них не закреплена на заднем редукторе, а соединяет две части промежуточного карданного вала.
Схема V-Flex (Corolla 120)
Иногда на моделях этой схемы устанавливается задний самоблокирующийся дифференциал типа Torsen (Caldina 215G GT).
Модель | Выпуск | КПП | Блокировка |
Starlet | 1989-1999 | A244F |
- |
Tercel | 1990-1999 | A244F | - |
Vitz | 1999-.. | U340F | - |
Camry Gracia | 1997-2001 | A541F | - |
Camry V35 | 2001-.. | - | - |
Corolla 120 | 2000-.. | U340F, U341F | - |
Carina 215 | 08.1998-2001 | A241F, A243F | - |
Corona 215 | 12.1997-2001 | A241F, A243F | - |
Caldina 215G | 08.1997-2002 | A241F, A243F | задний - Torsen (GT) |
Caldina 246 | 2002-.. | A248F | - |
Premio/Allion 245 | 12.2001-.. | U341F | - |
Vista 50 | 06.1998-.. | U240F | - |
1.3. Схема ATC.
Система ATC (Active Torque Control) в основном похожа на V-Flex, но вместо вязкостной муфты для подключения заднего моста применена электромеханическая.
Режим "разрешения" полного привода включается кнопкой "4WD AUTO", а само подключение автоматически осуществляет электронный блок управления в зависимости от условий движения (муфта позволяет также плавно распределять момент, подавая на задние колеса до половины общего усилия). В выключенном состоянии привод осуществляется только на передние колеса.
Схема ATC (Ipsum)
Модель | Выпуск | КПП | Блокировка |
Ipsum 10,20 | 04.1998-.. | A243F | - |
Nadia | 1998-2003 | A243F | - |
Gaia | 1998-2004 | A243F | - |
Estima CR40 | 12.1999-.. | - | - |
1.4. Схема VSC+.
VSC+ является своеобразным ответвлением стандартной схемы второго поколения. Элементы конструкции здесь сохранились почти те же, но принципиально отсутствуют муфты автоматической блокировки дифференциалов. Вместо них эмуляция блокировки осуществляется при помощи систем VSC/TRC/ABS - буксующее колесо принудительно подтормаживается и момент таким образом передается на другое колесо той же оси. Аналогично удается перераспределять момент между передней и задней осями.
Не говоря уже о надежности, эффективность данной схемы в условиях, всего лишь приближенных к внедорожным, оставляет желать лучшего.
Модель | Выпуск | КПП | Блокировка |
Harrier MCU35 | 2003-.. | U140F' | - |
2.1. Схема PartTime - Hub
Один из самых простых видов полного привода - с подключаемым передним мостом, без межосевого дифференциала. Для тяжелых условий в раздатке имеется понижающая передача (планетарного типа), всегда работающая только в комплексе с полным приводом.
Управление раздаточной коробкой осуществляется рычагом, а соединение передних приводных валов с колесами - механическими муфтами свободного хода ("хабами") с ручным включением.
Второй вариант этой же схемы включает в себя электроприводы хабов и подключения 4WD в раздатке, в управлении больше напоминая PT-ADD.
+" - Относительная простота конструкции, понижающая.
-" - Использовать режим "4WD" можно только на скользком покрытии (в дождь, на льду, на снегу), да и то ограниченное время. В противном случае растет шум, расход топлива, ухудшается управляемость, а главное - сильно изнашивается резина и собственно элементы трансмиссии. Механические хабы достаточно "работоспособны, но не слишком удобны, а вот электрические по надежности и живучести очень далеки от идеала.
В настоящее время эту схему Toyota практически не использует, тем более - на массовых моделях.
PartTime - Hub (HF1A)
Порядок подключения: "2WD" >> "4WD" - при скорости до 80 км/ч и сброшенном газе (не под тягой), нельзя включать во время буксования (то есть если колеса уже скользят, необходимо остановиться и только после этого включать полный привод). "4WD" >> "2WD" - при любой скорости. "4WD-H" >> "4WD-L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП (запомнить просто - все переключения, связанные с переходом через нейтраль раздатки, должны выполняться при отсоединенном от колес двигателе). "4WD-L" >> "4WD-H" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.
Модель | Выпуск | КПП | Блокировка |
HiAce H10#,11#,12# | 08.1989-08.1995 | A45DF, A340F + HF1A | задний - LSD (опция) |
LiteAce/TownAce R30 | 01.1992-10.1996 | A45DF + HF1A | задний - LSD (опция) |
2.2. Схема PartTime - ADD
Чтобы максимально облегчить подключение переднего моста и при этом уйти от электрических хабов, тойотовцы внедрили систему ADD (Automatic Disconnecting Differential), которая с помощью пневмопривода разъединяет одну из передних полуосей. В результате вращение от колес уже не передается на передний кардан, а с другой стороны - механизм редуктора постоянно смазывается.
Управление полным приводом здесь или электрическое (кнопка "4WD" на рычаге раздаточной коробки, которым включается понижающая) или полу-механическое при помощи рычага, аналогичного PT-Hub.
Достоинства и недостатки в целом одинаковы с описанной выше схемой PartTime'а.
Порядок подключения:
"2WD" >> "4WD" - до 80 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.
"4WD" >> "2WD" - при любой скорости.
"4WD-H" >> "4WD-L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.
"4WD-L" >> "4WD-H" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.
PartTime - ADD (HF1A)
Модель | Выпуск | КПП | Блокировка |
HiLux Surf 130 | 04.1989-11.1995 | - | задний - LSD (опция) |
HiLux Surf 185 | 11.1995-07.1998 | A340F | задний - LSD (опция) |
HiLux N16#,17# | 08.1997- | A343F | задний - LSD (опция) |
2.3. Схема MultiMode
Здесь по-прежнему имеется подключаемый передний мост с системой ADD, но в раздаточной коробке появился межосевой дифференциал (планетарного типа), благодаря чему использовать полный привод можно постоянно в любых условиях.
Да и передок здесь скорее не "подключаемый", а "отключаемый" - для пущей экономии. В режиме 4WD по заявлению производителя распределение момента составляет 40/60 (вперед/назад, об этом см. ниже), блокировка межосевого дифференциала - жесткая механическая. Естественно, что с учетом джиперской специфики имеется и понижающая передача.
"+" Постоянный полный привод в сочетании с "особо экономным режимом".
"-" Явное переусложнение конструкции.
Порядок подключения:
"H2" >> "H4" - до 100 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.
"H4" >> "H2" - аналогично.
"H4H" >> "H4L" - до 100 км/ч, не включать во время буксования.
"H4L" >> "L4L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.
"L4L" >> "H4L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.
MultiMode
Модель | Выпуск | КПП | Блокировка |
HiLux Surf 185 | 11.95-2003 | A340F |
центральный - механика задний - LSD (опция) |
2.4. Схема FullTime-V
Одна из самых массовых среди тойот и основная для вагонов схема постоянного полного привода - с межосевым дифференциалом, блокирующимся при помощи вискомуфты закрытого типа. Понижающей передачи нет, четыре колеса гребут просто и незатейливо. Распределение мощности между передними и задними колесами - равномерное.
"+" Постоянное использование полного привода, нет необходимости в управлении.
"-" Вискомуфта не обеспечивает полной блокировки, нет понижающей (машины явно не для внедорожных экзерсисов).
Схема FT-V (TF1AV)
Модель | Выпуск | КПП | Блокировка |
HiAce KZH10#,11#,12# | 08.1993-08.1995 | A340F + TF1BV |
центральный - вискомуфта задний - LSD (опция) |
HiAce H10#,11#,12# | 08.1995-2004 | A45DF, A340F + TF1BV |
центральный - вискомуфта задний - LSD (опция) |
Regius/Touring HiAce XH46,47,49 | 04.1997-2004 | A43DF, A45DF, A343F + TF1BV |
центральный - вискомуфта задний - LSD (опция) |
Granvia/Grand HiAce CH16,28 | 08.1995/97-2004 | A343F + TF1BV |
центральный - вискомуфта задний - LSD (опция) |
Estima | 05.1990-12.1999 | A46DF, A340F + TF1AV | центральный - вискомуфта |
Estima Emina/Lucida R20 | 01.1992-12.1999 | A43DF, A45DF, A46DF + TF1AV | центральный - вискомуфта |
LiteAce/TownAce CM85 | 06.1999- | A44DF + TF1BV | центральный - вискомуфта |
LiteAce/TownAce Noah 50 | 10.1996-2002 | A44DF, A45DF + TF1BV | центральный - вискомуфта |
2.5. Схема FullTime-H
На легковых топ-моделях Toyota используется самая технически продвинутая схема 4WD, аналогичная по принципу работы схеме STD I исходнопереднеприводных машин. Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, блокировка - гидромеханической муфтой с электронным управлением (переменный коэффициент блокировки).
"+" Постоянный полный привод, не требует вмешательства водителя.
"-" Не обеспечивается полная блокировка, переусложненная конструкция (кроме собственной гидро/электронной части, система сильно завязана на прочие электронные элементы ходовой - ABS, VSC, TRC...)
Схема FT-H (UF1AE)
Модель | Выпуск | КПП | Блокировка |
Mark II JZX93 | 10.1993-09.1996 | A340H + UF1AE | центральный - г/м муфта |
Mark II GX105, JZX105 | 09.1996-10.2000 | A340H + UF1AE |
центральный - г/м муфта задний - LSD (опция) |
Mark II GX115, JZX115 | 10.2000- | A340H + UF1AE | центральный - г/м муфта |
Crown UZS143,145 | 10.1992-08.1995 | A340H + UF1AE | центральный - г/м муфта |
Crown JZS153,157,UZS155 | 12.1995-09.1999 | A340H,A341H + UF1AE | центральный - г/м муфта |
Crown JZS173,179,UZS173 | 09.1999-2004 | A340H,A341H + UF1AE | центральный - г/м муфта |
Aristo UZS143 | 10.1992-08.1997 | A340H + UF1AE | центральный - г/м муфта |
Progres JCG15 | 12.1999- | A340H + UF1AE | центральный - г/м муфта |
Евгений, Москва
© Легион-Автодата
Комментарии и вопросы можно направлять на
arco@autodata.ru