Полный привод Toyota

01.04.2006

Не помешает в нескольких словах сказать об основных схемах реализации полного привода на автомобилях Toyota. Наиболее интересен для нас, конечно, вариант с поперечным расположением двигателя и автоматической коробкой передач - о нем и пойдет речь.

1.1. Стандартная схема.
Традиционный тойотовский FullTime 4WD, устанавливаемый на "исходно-переднеприводные" модели, действительно когда-то был постоянным и полным, с тремя дифференциалами (межосевой, передний и задний межколесные) и равным распределением момента между передними и задними колесами (соотношение 50/50). Но в настоящее время по этой схеме выпускается лишь небольшая часть из всех моделей фирмы.
cdiff-but.gifНа машинах семейств Corolla, Corona, Camry-Vista и RAV4 10 применялась блокировка межосевого дифференциала многодисковой гидромеханической муфтой с электронным управлением (схема STD I). Нажатие кнопки "C.DIFF AUTO" на панели разрешает блоку управления автоматически выбирать коэффициент блокировки в зависимости от условий движения (при полной блокировке усилие принудительно будет почти поровну делиться между осями),
при отжатой кнопке межосевой дифференциал остается постоянно свободным. Номинальным для повседневной езды является именно автоматический режим. Максимальный коэффициент блокировки реализуется системой управления при положениях селектора "L" и "R".

На большинстве моделей с коробкой A540H, выпущенных после 94-96 гг., кнопка "C.DIFF AUTO" отсутствует - водитель полностью отстранен от управления блокировкой и автоматический режим задействован постоянно.

Следует отметить, что схема STD I являлась наиболее совершенной, надежной и эффективной среди всех вариантов полного привода легковых автомобилей Toyota.


Во второй половине 90-ых Toyota начала переход к новым типам трансмиссий и теперь в стандартной схеме 4WD второго поколения (Caldina 215W, RAV4 20, Harrier) блокировка межосевого дифференциала стала осуществляться "закрытой" вискомуфтой (схема STD II). Упрощение конструкции никак не отразилось на надежности, но зато существенно ухудшило эксплуатационные характеристики - за счет слишком низкой эффективности вязкостной муфты по сравнению с гидромеханической.


Компоновка с совмещенными передним межколесным и межосевым дифференциалами и вискомуфтой применялась на Toyota уже давно, но - на моделях с механическими коробками передач. Стандартная схема нового типа в целом повторяет этот принцип, отличия заметны лишь в межосевом дифференциале, где теперь обычно устанавливаются пять сателлитов вместо четырех.
Стандартная схема (A241H) Стандартная схема первого поколения (A241H)


Стандартная схема (U140F) Стандартная схема второго поколения (U140F)

Задний дифференциал при стандартной схеме остается свободным, но "паркетные" джипы (RAV4 10 и 20, Harrier и т.п.) традиционно имеют комплектацию с самоблокирующимся дифференциалом Torsen.



Передний межколесный дифференциал, межосевой диференциалы и вязкостная муфта его блокировкиДифференциал Torsen
Дифференциал Torsen (фрагмент)


Примечание. Необходимо пояснить - технический английский язык все самоблокирующиеся дифференциалы называет единым понятием LSD (Limited Slip Diff. - ограниченного проскальзывания или повышенного трения), однако на самом деле они разделяются, как минимум, на блокирующиеся с "закрытой" вискомуфтой, с "открытой" вискомуфтой, фрикционные и механические. "Закрытая" вискомуфта начинена силиконовой жидкостью, но ее внутренняя полость не сообщается с картером редуктора. В "открытой" - диски и пластины муфты работают непосредственно в среде рабочей жидкости дифференциала. Во фрикционных частичная блокировка осуществляется за счет осевого перемещения шестеренок приводных валов и трения о корпус дифференциала (здесь как раз и используется LSD-масло). Дифференциалы Torsen работают на ином техническом принципе и используют обычное трансмиссионное масло.

МодельВыпускКППБлокировка
Corolla 90, 100, 1101987-2000A241Hцентральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Corona 195, 2151992-12.1997A540Hцентральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Carina 195, 2151992-08.1998A540Hцентральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Caldina 1951992-08.1997A540Hцентральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Caldina 215W08.1997-2002U140Fцентральный - вискомуфта
Caldina 246 GT42002-..U140Fцентральный - вискомуфта, задний - Torsen (опция)
Vista 30,401990-1998A540Hцентральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Ipsum1996-04.1998A540Hцентральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением
Alphard2001-..U140Fцентральный - вискомуфта, задний - Torsen (опция)
RAV4 101994-2000A540Hцентральный - гидромеханическая муфта с электронным управлением, задний - Torsen (опция)
RAV4 202000-..U140Fцентральный - вискомуфта, задний - Torsen (опция)
Harrier U10, ACU351997-..U140Fцентральный - вискомуфта, задний - Torsen (опция)
Kluger2000-..U140Fцентральный - вискомуфта, задний - Torsen (опция)


1.2. Схема V-Flex.

С 1997 года Toyota на большинстве моделей стала реализовывать полный привод по новой моде, известной под общим названием V-Flex Fulltime 4WD. "Честным" его назвать нельзя - реально это схема с подключаемыми задними колесами. Межосевой дифференциал ушел в небытие, а раздатка упростилась до простого углового редуктора, через который момент отбирается от коробки передач и отправляется по кардану назад, где перед задним редуктором установлена вязкостная муфта, срабатывающая и соединяющая хвостовик кардана и входной вал редуктора только если передние колеса начинают "обгонять" задние (то есть при пробуксовке). В остальное время машина остается переднеприводной.

Подобная схема применялась на Toyota и раньше - на моделях класса "B" (семейства Starlet, Tercel, а затем и Vitz) тоже устанавлен упрощенный вариант с подключаемыми задними колесами без межосевого дифференциала, вот только вискомуфта у них не закреплена на заднем редукторе, а соединяет две части промежуточного карданного вала.

Иногда на моделях этой схемы устанавливается задний самоблокирующийся дифференциал типа Torsen (Caldina 215G GT).
Схема V-Flex (Corolla 120)
Схема V-Flex (Corolla 120)

МодельВыпускКППБлокировка
   Starlet1989-1999A244F-
   Tercel1990-1999A244F-
   Vitz1999-..U340F-
   Camry Gracia1997-2001A541F-
   Camry V352001-..--
   Corolla 1202000-..U340F, U341F-
   Carina 21508.1998-2001A241F, A243F-
   Corona 21512.1997-2001A241F, A243F-
   Caldina 215G08.1997-2002A241F, A243Fзадний - Torsen (GT)
   Caldina 2462002-..A248F-
   Premio/Allion 24512.2001-..U341F-
   Vista 5006.1998-..U240F-


1.3. Схема ATC.
Кнопка C.Diff AutoСистема ATC (Active Torque Control) в основном похожа на V-Flex, но вместо вязкостной муфты  для подключения заднего моста применена электромеханическая. Режим "разрешения" полного привода включается кнопкой "4WD AUTO", а само подключение автоматически осуществляет электронный блок управления в зависимости от условий движения (муфта позволяет также плавно распределять момент, подавая на задние колеса до половины общего усилия). В выключенном состоянии привод осуществляется только на передние колеса.
 



Схема ATC (Ipsum)
Схема ATC (Ipsum)


МодельВыпускКППБлокировка
   Ipsum 10,2004.1998-..A243F-
   Nadia1998-2003A243F-
   Gaia1998-2004A243F-
   Estima CR4012.1999-..--




1.4. Схема VSC+.

VSC+ является своеобразным ответвлением стандартной схемы второго поколения. Элементы конструкции здесь сохранились почти те же, но принципиально отсутствуют муфты автоматической блокировки дифференциалов. Вместо них эмуляция блокировки осуществляется при помощи систем VSC/TRC/ABS - буксующее колесо принудительно подтормаживается и момент таким образом передается на другое колесо той же оси. Аналогично удается перераспределять момент между передней и задней осями.
Не говоря уже о надежности, эффективность данной схемы в условиях, всего лишь приближенных к внедорожным, оставляет желать лучшего.

МодельВыпускКППБлокировка
Harrier MCU352003-..U140F'-

2.1. Схема PartTime - Hub

Один из самых простых видов полного привода - с подключаемым передним мостом, без межосевого дифференциала. Для тяжелых условий в раздатке имеется понижающая передача (планетарного типа), всегда работающая только в комплексе с полным приводом.


pt-h_hub.gif

Хаб
Управление раздаточной коробкой осуществляется рычагом, а соединение передних приводных валов с колесами - механическими муфтами свободного хода ("хабами") с ручным включением.
Второй вариант этой же схемы включает в себя электроприводы хабов и подключения 4WD в раздатке, в управлении больше напоминая PT-ADD.

+" - Относительная простота конструкции, понижающая.
"-" - Использовать режим "4WD" можно только на скользком покрытии (в дождь, на льду, на снегу), да и то ограниченное время. В противном случае растет шум, расход топлива, ухудшается

управляемость, а главное - сильно изнашивается резина и собственно элементы трансмиссии. Механические хабы достаточно "работоспособны, но не слишком удобны, а вот электрические по надежности и живучести очень далеки от идеала.

В настоящее время эту схему Toyota практически не использует, тем более - на массовых моделях.

mech-8.gif
PartTime - Hub (HF1A)

Порядок подключения:
"2WD" >> "4WD" - при скорости до 80 км/ч и сброшенном газе (не под тягой), нельзя включать во время буксования (то есть если колеса уже скользят, необходимо остановиться и только после этого включать полный привод).
"4WD" >> "2WD" - при любой скорости.
"4WD-H" >> "4WD-L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП (запомнить просто - все переключения, связанные с переходом через нейтраль раздатки, должны выполняться при отсоединенном от колес двигателе).
"4WD-L" >> "4WD-H" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.

МодельВыпускКППБлокировка
HiAce H10#,11#,12#08.1989-08.1995A45DF, A340F + HF1Aзадний - LSD (опция)
LiteAce/TownAce R3001.1992-10.1996A45DF + HF1Aзадний - LSD (опция)


2.2. Схема PartTime - ADD


Чтобы максимально облегчить подключение переднего моста и при этом уйти от электрических хабов, тойотовцы внедрили систему ADD (Automatic Disconnecting Differential), которая с помощью пневмопривода разъединяет одну из передних полуосей. В результате вращение от колес уже не передается на передний кардан, а с другой стороны - механизм редуктора постоянно смазывается.

lever-5.gif Управление полным приводом здесь или электрическое (кнопка "4WD" на рычаге раздаточной коробки, которым включается понижающая) или полу-механическое при помощи рычага, аналогичного PT-Hub.

Достоинства и недостатки в целом одинаковы с описанной выше схемой PartTime'а.

Порядок подключения:
"2WD" >> "4WD" - до 80 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.
"4WD" >> "2WD" - при любой скорости.
"4WD-H" >> "4WD-L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.
"4WD-L" >> "4WD-H" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.

PartTime - ADD (HF1A)
PartTime - ADD (HF1A)

МодельВыпускКППБлокировка
HiLux Surf 13004.1989-11.1995-задний - LSD (опция)
HiLux Surf 18511.1995-07.1998A340Fзадний - LSD (опция)
HiLux N16#,17#08.1997-A343Fзадний - LSD (опция)


2.3. Схема MultiMode
Здесь по-прежнему имеется подключаемый передний мост с системой ADD, но в раздаточной коробке появился межосевой дифференциал (планетарного типа), благодаря чему использовать полный привод можно постоянно в любых условиях.lever-4.gif Да и передок здесь скорее не "подключаемый", а "отключаемый" - для пущей экономии. В режиме 4WD по заявлению производителя распределение момента составляет 40/60 (вперед/назад, об этом см. ниже), блокировка межосевого дифференциала - жесткая механическая. Естественно, что с учетом джиперской специфики имеется и понижающая передача.

"+" Постоянный полный привод в сочетании с "особо экономным режимом".
"-" Явное переусложнение конструкции.

Порядок подключения:
"H2" >> "H4" - до 100 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.
"H4" >> "H2" - аналогично.
"H4H" >> "H4L" - до 100 км/ч, не включать во время буксования.
"H4L" >> "L4L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.
"L4L" >> "H4L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.

mech-11.gif MultiMode

МодельВыпускКППБлокировка
HiLux Surf 18511.95-2003A340Fцентральный - механика
задний - LSD (опция)


2.4. Схема FullTime-V

Одна из самых массовых среди тойот и основная для вагонов схема постоянного полного привода - с межосевым дифференциалом, блокирующимся при помощи вискомуфты закрытого типа. Понижающей передачи нет, четыре колеса гребут просто и незатейливо. Распределение мощности между передними и задними колесами - равномерное.

"+" Постоянное использование полного привода, нет необходимости в управлении.
"-" Вискомуфта не обеспечивает полной блокировки, нет понижающей (машины явно не для внедорожных экзерсисов).
mech-6.gif
Схема FT-V (TF1AV)
 
МодельВыпускКППБлокировка
HiAce KZH10#,11#,12#08.1993-08.1995A340F + TF1BVцентральный - вискомуфта
задний - LSD (опция)
HiAce H10#,11#,12#08.1995-2004A45DF, A340F + TF1BVцентральный - вискомуфта
задний - LSD (опция)
Regius/Touring HiAce XH46,47,4904.1997-2004A43DF, A45DF, A343F + TF1BVцентральный - вискомуфта
задний - LSD (опция)
Granvia/Grand HiAce CH16,2808.1995/97-2004A343F + TF1BVцентральный - вискомуфта
задний - LSD (опция)
Estima05.1990-12.1999A46DF, A340F + TF1AVцентральный - вискомуфта
Estima Emina/Lucida R2001.1992-12.1999A43DF, A45DF, A46DF + TF1AVцентральный - вискомуфта
LiteAce/TownAce CM8506.1999-A44DF + TF1BVцентральный - вискомуфта
LiteAce/TownAce Noah 5010.1996-2002A44DF, A45DF + TF1BVцентральный - вискомуфта


2.5. Схема FullTime-H
На легковых топ-моделях Toyota используется самая технически продвинутая схема 4WD, аналогичная по принципу работы схеме STD I исходнопереднеприводных машин. Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, блокировка - гидромеханической муфтой с электронным управлением (переменный коэффициент блокировки).

"+" Постоянный полный привод, не требует вмешательства водителя.
"-" Не обеспечивается полная блокировка, переусложненная конструкция (кроме собственной гидро/электронной части, система сильно завязана на прочие электронные элементы ходовой - ABS, VSC, TRC...)
Стандартная схема FT-H (UF1AE) Схема FT-H (UF1AE)

МодельВыпускКППБлокировка
Mark II JZX9310.1993-09.1996A340H + UF1AEцентральный - г/м муфта
Mark II GX105, JZX10509.1996-10.2000A340H + UF1AEцентральный - г/м муфта
задний - LSD (опция)
Mark II GX115, JZX11510.2000-A340H + UF1AEцентральный - г/м муфта
Crown UZS143,14510.1992-08.1995A340H + UF1AEцентральный - г/м муфта
Crown JZS153,157,UZS15512.1995-09.1999A340H,A341H + UF1AEцентральный - г/м муфта
Crown JZS173,179,UZS17309.1999-2004A340H,A341H + UF1AEцентральный - г/м муфта
Aristo UZS14310.1992-08.1997A340H + UF1AEцентральный - г/м муфта
Progres JCG1512.1999-A340H + UF1AEцентральный - г/м муфта

Евгений, Москва
© Легион-Автодата

Комментарии и вопросы
можно направлять на
arco@autodata.ru


Руководства по ремонту и эксплуатации Toyota


Книги по ремонту автомобилей







Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Давление в шинах и моменты затяжек колёс 1990-2017. Настенный ламинированный плакат, 49 марок, 765 моделей. Легион-Aвтодата
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 1990-2017. Настенный ламинированный плакат, 49 марок, 765 моделей. Легион-Aвтодата
Автомобильные кондиционеры 1990-2017 рабочие жидкости и объемы. Настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей. Легион-Aвтодата
Автомобильные кондиционеры 1990-2017 рабочие жидкости и объемы. Настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей. Легион-Aвтодата
Книга Nissan Diesel двигатели FE6 дизель. Диагностика. Профессионал. Руководство по ремонту и эксплуатации двигателя. Легион-Aвтодата
Книга Nissan Diesel двигатели FE6 дизель. Диагностика. Профессионал. Руководство по ремонту и эксплуатации двигателя. Легион-Aвтодата
Книга Freghtliner Columbia, Century Class с 2000. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Профессионал. Руководство по ремонту и эксплуатации грузового автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Freghtliner Columbia, Century Class с 2000. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Профессионал. Руководство по ремонту и эксплуатации грузового автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Mercedes-Benz Viano W639 2004-2014 бензин, дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Mercedes-Benz Viano W639 2004-2014 бензин, дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Mitsubishi Outlander 3 c 2012, рестайлинг с 2015 бензин. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. Профессионал. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Mitsubishi Outlander 3 c 2012, рестайлинг с 2015 бензин. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. Профессионал. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Mitsubishi Asx с 2010 бензин. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. Профессионал. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Mitsubishi Asx с 2010 бензин. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. Профессионал. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD бесплатно
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD бесплатно
Книга Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX, 4CX 1991-2010 и их модификации дизель. Профессионал. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию. Легион-Aвтодата
Книга Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX, 4CX 1991-2010 и их модификации дизель. Профессионал. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию. Легион-Aвтодата
Ford Fiesta, Ford Fusion 2002-08/12 бензин, дизель. Ремонт. Эксплуатация. ТО (ч/б фотографии + Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Ford Fiesta, Ford Fusion 2002-08/12 бензин, дизель. Ремонт. Эксплуатация. ТО (ч/б фотографии + Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Книга Ford Transit 2000-06 дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля
Книга Ford Transit 2000-06 дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля
Книга Peugeot 206 1998-2012 бензин, дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля
Книга Peugeot 206 1998-2012 бензин, дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля
Книга Volvo S40, Volvo V50 2004-2007 бензин, дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Volvo S40, Volvo V50 2004-2007 бензин, дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга VolksWagen Passat В5 1996-00 бензин, дизель. Каталог расходных з/ч. Полезные ссылки. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля
Книга VolksWagen Passat В5 1996-00 бензин, дизель. Каталог расходных з/ч. Полезные ссылки. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля
Книга Mercedes-Benz Vito W639 2003-2014, рестайлинг с 2010 дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Mercedes-Benz Vito W639 2003-2014, рестайлинг с 2010 дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD бесплатно
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD бесплатно
Книга Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. Автолюбитель. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 дизель. Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности. Автолюбитель. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Opel Astra, Zafira 1998-05, Chevtolet VIva 2004-2008 бензин. Каталог расходных запчастей. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Opel Astra, Zafira 1998-05, Chevtolet VIva 2004-2008 бензин. Каталог расходных запчастей. ч/б фото. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Opel Astra, Zafira 1998-2005 дизель. Каталог расходных запчастей. Фотографии. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Opel Astra, Zafira 1998-2005 дизель. Каталог расходных запчастей. Фотографии. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Легион-Aвтодата
Книга Nissan Teana L33 с 2014 бензин. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Автонавигатор
Книга Nissan Teana L33 с 2014 бензин. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля. Автонавигатор
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами