Повреждение двигателя при работе на газе. Диагностика неисправности

10.11.2020

Эксплуатация двигателя автомобиля на газе(пропан, метан) часто ведёт к появлению характерных неисправностей. Их определение может вызвать определённые трудности. Рассмотрим эти неисправности и их диагностику.

1.Затруднённый запуск холодного, горячего двигателя. Основные причины две:
Неисправность газового оборудования, а именно поступление газа в впускной коллектор, через неисправную прокладку редуктора(очень редко через газовые форсунки). Для проверки закрываем газовый баллон и выжигаем или выпускаем газ из системы. Проверяем запуск.
Изменение адаптационных значений топливоподачи из-за неправильной настройки газа. Даже если величины топливных коррекций не вызывают беспокойства и отсутствуют коды ошибок- следует сбросить адаптацию топливоподачи в ЭБУ. Для восстановления значений где то достаточно снять клемму АКБ, где то потребуется сканер. Можно проехать на бензине не менее 50км.-система должна восстановится.

2. Перебои в работе двигателя(пропуски воспламенения) на различных режимах .
Кроме обычных для таких случаев проверок системы зажигания, следует проверить подключение газового ЭБУ к бензиновым форсункам. Довольно часто " мастера" в этих соединениях обходятся без пайки. В результате очень скоро "скрутки" окисляются преподнося различные сюрпризы. Также возможны подсосы воздуха в местах подвода газа в коллектор.

3. При длительной эксплуатации двигателя на газе может существенно нарушаться производительность бензиновых форсунок. Частицы пыли, масла и сажи поступающие вместе с воздухом в двигатель, оседают на поверхности сопел форсунок. Со временем отложения становятся достаточно прочными и начинают ограничивать топливоподачу. Основная причина этого явления: отсутствие постоянного поступления бензина через сопла форсунок, который мешает оседать загрязнениям.


4.Неравномерная, жёсткая работа двигателя на холостом ходу(возможно с пропусками воспламенения), плавание оборотов, остановки двигателя. На повышенных оборотах обычно работает нормально. Все эти признаки по отдельности и в разных комбинациях характерны для двигателя с "зажатыми" выпускными клапанами

При работе двигателя на газе выпускные клапаны и их сёдла испытывают высокие температурные нагрузки. В результате этого седло клапана сгорает, сам клапан перемещается вверх . Тепловой зазор уменьшается. На скорость процесса влияют несколько факторов, как то : материал из которого изготовлены клапана и сёдла, наличие гидрокомпенсаторов, углы зажигания, правильность настройки газовой системы.

Например в двигателе 1.4-1.6(8клап.) Рено-Логан выпускные клапана «садятся» на величину теплового зазора (0.35-0.4мм) примерно за 40-50000км.пробега

Неисправность коварная учитывая, что она часто проходит на фоне отсутствия кодов ошибок и каких то значимых изменений в текущих параметрах. Параметры систем с датчиком массового расхода воздуха практически не изменяются. В системах с датчиком абсолютного давления в результате падения разряжения в коллекторе возможно чрезмерное обогащение смеси. Это будет видно по величинам топливных коррекций. Где-то может быть записана ошибка по составу смеси .

Наиболее информативный метод диагностики этой неисправности: проведение теста Рх с использованием мотортестера. При анализе графика давления в цилиндре мы видим, что точка А(начало открытия выпускного клапана) при отсутствии зазора в клапанах смещается примерно на 10 град. в более раннюю сторону. Кроме того в точке А изменяется величина давления.


При обработке графика давления скриптом Рх получаем заключение о возможных проблемах с выпускным клапаном.

Такие изменения в графике давления при уменьшенных зазорах в выпускных клапанах характерны для всех двигателей и скрипт Рх точно определяет их.

Если в двигателях с механической регулировкой зазоров клапанов при наступлении неисправности мы можем отрегулировать зазор(и сделать это несколько раз на протяжении эксплуатации), то в случае использования гидрокомпенсаторов наступление неисправности будет значить необходимость ремонта или замены головки блока цилиндров. Процесс износа индивидуален для каждой модели двигателя и может длится от 100000 до 400000км. пробега.

Владимиров Александр
© Легион-Автодата

АВТОГАЗ,  г. Псков, ул. Алмазная 1А
тел. 89212102325

наверх