Рекомендации для начинающих при работе с диагностическим оборудованием - осциллограф. Не сотвори себе проблему. Часть 3

30.12.2021

Пример третий. Не скажу что это редкий случай. Подобное можно часто встретить на форумах. Там в рассуждениях и дальше заходят. Но данный случай меня был не рядовым. Человек не совсем посторонний…лет 12 назад на СТО зашли четверо студентов местного колледжа. Просьба необычная. Нужно было поставить печать и подпись на отзыве о стажировке. Стажироваться они не собирались, но если этой бумажки не будет, им придется ездить месяц на практику в колледж. Здесь лето, погода и т.д. Альтернативное предложение, поработать, недаром, не метлой, а реально, естественно под контролем, там где это можно позволить, принято не было. Ребята отправились искать счастье дальше. Но на следующий день один из них вернулся. И потом часто заезжал, звонил, задавал вопросы. Дальше реже. Оно и понятно, у человека свой небольшой ремонтный бокс, оформился самозанятым. Работает, совершенствует навыки, опыт опять же, вопросов возникает меньше. И вдруг появляется. Вначале разговор обычный для ситуации, когда общаешься, по телефону, а тут раз и общение вживую. Но вижу, что чем-то озабочен. Давай выкладывай, с чем пожаловал.

Василич, расскажу по порядку, ты выслушай, потом пни в нужном направлении. (Насчет пинка, тем более если просишь сам- не сомневайся.) Короче все делал так, как ты меня учил и показывал….. Ни чего себе начало, сразу ссылку на «первоисточник». Тут вариантов три:- либо показал, либо научил неправильно, либо путь для отхода готовишь. Но ловчить тебя не учил - это точно. Ладно, давай дальше. Чтобы не пересказывать все, описываю суть - нет управления УОЗ. Это то что я понял из первой части повествования, точнее до момента, когда «Остапа понесло». Дальше что-то нескладывающееся у меня в голове - углубленные исследования, сомнения в правильности показаний сканера, осциллограф, расчет необходимого УОЗ. Так стоп.

Машина Тойота Витц, смотреть не на что. Двигатель двухвальный с VVT-i. Его система управления изучена вдоль и поперек.

Ты что ищешь, причина, по которой машина к тебе приехала? Она не приехала, ее привезли. И какого лешего ты уперся в УОЗ? Какой бес тебя попутал? Машина не-за-во-дит-ся!

Правильно, я и смотрю, основные параметры, которые могут повлиять на запуск!

Вижу управление впрыском, вижу воздух, управление УОЗ- не вижу! Компрессия – норма? Искра есть, должен заводиться. Даже попыток нет. Искра приходит не вовремя, блок управления должен…..

Стоп! Блок управления тебе ничего не должен, он никому и ничего не должен. Потому, что ничего ни у кого не берет. Едем к тебе. Благо не далеко, около 2км. Сканер, зачем берешь, у меня есть. Вот твой и проверю, правильно он показывает или нет. Приехали. Тойота, как Тойота….Подключаюсь.

Подключаюсь.
Исходные данные на включенном зажигании

Исходные данные на включенном зажигании.
Вот прокрутка

УОЗ не меняется, и это правильно. Уточняю, проверял ли топливоподачу. Возмущается. Насос работает- это слышно, управление впрыском идет, Топлива в баке литров 10….Не об этом спрашиваю, топливо в цилиндры попадает? Вот то что по сканеру вижу, на очень короткой прокрутке ,вызывает сомнения. Обороты стартер выдает максимально возможные, форсунки открываются почти на 2/3 от максимума. Искра есть? Проверял- есть. Снимай топливопровод с рейки….. Ну, что молчишь, снял? Да…рейка сухая топлива в ней нет. Ну, что стоим, кого ждем? Стыдно и обидно- неисправность ни о чем, а времени потерял уйму. Ладно, неисправность –либо сальник уплотнительный дырявый, либо крыльчатку на оси проворачивает, а не вращает, следовательно бензин не подается. Сказал, а слово не воробей, вылетело не поймаешь (короче Акела промахнулся.) Причиной, не работающей топливоподачи, было отсутствие бензина в баке. А прибор показывал его наличие, потому что привод поплавка был согнут. Если заправка выполнялась до достижения этого уровня, то можно было ездить и ездить. А если бы поездка была на дальнюю, от заправки к заправке? Неисправность устранена. Несколько коротких прокруток стартером. Запуск. Как спичка…

Вывел только обороты и зажигание, что бы показать, что коррекция зажигания при прокрутке не идет, а начинается тогда, когда происходит воспламенение хотя бы в одном из цилиндров.
Вывел только обороты и зажигание, что бы показать, что коррекция зажигания при прокрутке не идет, а начинается тогда, когда происходит воспламенение хотя бы в одном из цилиндров. Когда и коленвал получает ускорение и появляется сигнал в обратной связи в системе зажигания. А вот так выглядит таблица, того что на экране:

А вот так выглядит таблица, того что на экране.
Несовпадение данных по образцам, объясняется просто:- обновление данных в таблице происходит медленнее, чем процесс коррекции. И вовсе не говорит о том, что мотор запустился в районе 600 оборотов, а коррекция пошла при 1200. На графике маркером можно найти значение более точное. Дискретность точек, по которым он рисуется, достаточно высока, а значит и данные будут точнее. Но у меня вопрос еще остался. Ты осциллограф давно купил? Да недели три уже, почти освоил. Б\У правда, но работает. А вот эти кривульки на листике бумаги, расчеты явно не финансовые. А у меня есть запись осциллограммы, сейчас покажу. Так, смотрим:- датчик коленвала, сигнал управления на катушку…. А обороты, откуда взял? На сканере посмотрел, во время прокрутки. Мудро. Плагин ходячий! Вот что тебя с толку сбило. Наверняка осциллограф подключал ко всем машинам, которые были….эйфория, я все могу теперь, а если мне дадите точку опоры, то смогу перевернуть, даже то, что не переворачивается. За блок управления начал решать, осциллограф в помощь взял… Поговорили достаточно долго. Теперь от черточки:

-Никогда, особенно на первом этапе походу выполнения операций нельзя ни чего менять. Последовательность действий позволяет проводить точный анализ и не дает запутаться в трех соснах;

-Нельзя менять приборы, на этом этапе, которыми проводятся измерения. Тем более, если назначение их различно. Поменяется не только метод проверки, но и способ . А дальше путь диагноста будет напоминать путь зайца, убегающего от лисы. Глаза во флюгер и ничего не видя ….

-Ощущения – это хорошо. Маленький человек начинает познавать через них мир. И мы руководствуемся своими ощущениями в работе . Но делать выводы только на основании их будет не верно. (насос работает –слышу; форсунки открываются -по прибору вижу; Стрелка указателя топлива, показывает наличие бензина в баке. Значит все ОК.) Оказывается не все. Прибор помогает заглянуть в область, где идут процессы, находящиеся за пределами наших ощущений. И что везде? Нет. А значит, мы не будем точно знать, выполняет ли система свои функции по предназначению. И только убедившись, мы исключаем данный пункт из поиска.

Осциллограф. Это вообще-то прибор инженеров радио-радиоэлектронщиков . Он был создан давно и освоить его неподготовленному человеку сразу не получится. Но, тем не менее, он прочно вошел в арсенал диагностов. На то были объективные причины. Только вот тех, кто понимал назначение прибора, мог в полной мере использовать его возможности, были единицы. И возникали определенные трудности. У меня самый первый осциллограф Посталовского. Работает и по сей час. Нужно отметить простоту и эргономичность прибора в использовании. Кроме того он все время дорабатывался, обновления к нему можно было скачать на сайте в свободном доступе. Смотрите, на первом моем приборе был цифровой анализатор, была возможность посмотреть спектр любого импульсного сигнала. Кнопочку нажал – и вместо привычных импульсов гармонические составляющие….Почти ряд Фурье в натуральную величину. Но потом это было все убрано. И правильно сделано. Потому что пользы особой от них не было. А учитывая уровень подготовки, тех кто ремонтировал авто- пользы не было от слова «совсем». Да и не нужно этото было. Зато появилась возможность наглядно отображать процессы, которые происходят в двигателе, за пределами наших ощущений. Да, графики и диаграммы не так точны, как анализ по первичным сигналам. Но их вполне достаточно, чтобы быстро получить результат, понять общую картину. Анализировать графики проще, чем осциллограммы. Вот так ,человек купив прибор, начал его осваивать… И не заметил, как почувствовал себя плагином. И дальше попытался рассчитать, какой УОЗ будет при 100,150,200 оборотах при прокрутке стартером. А получилось, за что боролся на то и напоролся. Мало того что прибор применил не к месту и ни вовремя, так еще и толком не понял ни назначения его, ни возможностей. Поэтому если возникает чувство, что вы подошли к состоянию- «мне бы шашку и коня, да на линию огня…»Остановитесь, отвлекитесь. И если не мозг, то интуиция(пятая точка) подскажет. Не исключаю, что могут оказаться и те, кто посмеется над ситуацией. А поскольку я приложил руку к обучению этого парня, то и заступлюсь за него. Давайте достанем скелеты из ваших шкафов….

Всем удачи, коллеги.

Маркин Александр Васильевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Союз автомобильных диагностов


наверх