Страна Мастеров. Орёл

25.06.2018

Победитель Олимпиады автодиагностов 2017 года Малин Олег Анатольевич живёт в городе Орле.



Школу закончил в Евпатории, затем Техникум Электронных Приборов в г. Запорожье (по специальности радио-аппаратостроение), работал радиомехаником в детском санатории, электромехаником на вокзале; в свободное время чинил телевизоры. В девяностые переехал в Орёл: пришлось выживать и работать там, где можно было заработать на кусок хлеба. И только когда Олегу Анатольевичу стукнуло за сорок лет, только тогда он начал заниматься автомобилями.

Тяга к технике была с детства. Олег с 11 лет занимался в радиокружке, всю свою жизнь с техникой "на ты", так что определённые познания и навыки у него были. А когда в 2011 году у него появился дизельный Renault Trafic, который время от времени стал требовать к себе повышенного внимания, тогда и решил поглубже влезть в страшное и почти космическое тогда понятие "автомобильная диагностика".
Прошерстил интернеты и поехал в Москву на курсы: 2012 год – Инжектор Кар, к Рязанову Фёдору Александровичу. После курсов устроился работать к официальному дилеру Peugeot (Пежо), которому отдал несколько лет своей жизни.
Конечно, не только отдал, но и "взял": если работать от души и для души, то в таком случае знания сами идут к человеку, бери – не хочу.
В 2013 дизельные курсы. Не пропускал и технические семинары компании Легион-Автодата.

А далее настало время определяться: "Чем и как заниматься далее". Были опыт желание развиваться в профессии дальше: подумал, посоветовался с женой и открыл свой автосервис.



Многие владельцы Peugeot в городе Орле и в области знают этот автосервис, за несколько лет работы Олег смог себя зарекомендовать.
Реклама? Она ему не нужна, так как, по его словам: "Хорошо работает сарафанное радио".
Клиенты Олега Анатольевича спокойны: знают, что в этом автосервисе к их автомобилю отнесутся "как к своему" - и сами едут, и рекомендуют знакомым.

Внутри автосервиса клиенты видят строгую, рабочую обстановку:



Рабочий стол с компьютером, обязательным выходом в Интернет и принтером. На компьютере хранятся базы данных, есть раздел проведенных ремонтов, что очень удобно, например, пришел автомобиль на ремонт, посмотрел в базе данных, узнал, какие работы проводились ранее, сделал выводы.

Над рабочим столом сертификаты о прошедших обучениях, диплом: всё это говорит, что соревновательный дух у Олега присутствует и развит.





Инструмент размещён на стенах, это экономит пространство и сокращает время на поиск нужного (весьма интересный вариант, кому-то эта мысль точно пригодится):





Пространства хоть и немного:



Но для работы, причем, качественной, хватает: к автомобилю можно подойти со всех сторон, ничего не мешает. Конечно, кому-то может показаться, что "тут не хватает подъёмника", но это уже вопрос, относящийся к направленности работы: Олег давно определил для себя чем будет заниматься, поэтому у него нет таких задач, когда регулярно требуется поднимать авто, основное у него автомобильная диагностика, нахождение причины неисправности.

Конечно, проводится и механический ремонт, но не в глобальных масштабах (да, есть "подкатка" под машину, есть и другие приспособы, но некоторые работы всё-равно приходится отдавать коллегам).

Кстати о диагностике и ремонте: мне повезло, в этот день, когда мы встретились, Олег занимался определением неисправности на автобусе Peugeot Boxer.Машину притащили "на галстуке" и клиент сказал, что "перестала заводиться".



Блок управления двигателем на связь не выходил, "чек" не горел, висел "замочек" иммобилайзера. Как он определил: "Явная проблема с питанием блока".



При этом, при включении зажигания яростно трещало реле питания ЭБУ в подкапотном блоке предохранителей. При беглой проверке питаний на блоке, выяснилось‚ что всё на месте: и плюсы, и управление реле, и провода целы.



Под подозрение уж было попал сам ЭБУ. На нём видны следы вскрытия…





Но позже выяснилось, что пропала одна из трёх масс.





Виной тому был переходной разъём с окисленными контактами.


На фото: "Мотор запустили … послушаем вместе с владельцем, как он работает …".
После ремонта машина уехала своим ходом.


У Олега Анатольевича выстроена своя система приоритетов: "Занимаюсь, в основном, ремонтом автомобилей Peugeot. Сначала коммерческие авто, потом, если есть время, легковые, а далее, если время есть ещё, остальные автомобили. Но обычно времени не бывает: в городе много маршруток и других коммерческих организаций, где используются Peugeot".

Есть у Олега Анатольевича и своя "философия ремонта", которая заключается в том, что в ремонт, на диагностику он берёт не все автомобили:
- Если мне это неинтересно – машину не беру.

Запись автомобилей на ремонт - обязательное условие. Но внутри этого обязательного условия есть ещё одно: запись только на день или два дня вперёд. Дело в том, что неразумно записывать на ремонт за неделю, за две и так далее, ситуация у клиентов может измениться, и тогда обязательно выскочит день без клиентов (когда мы говорили, то у Олега на завтра было уже записано 4 автомобиля на диагностику и ремонт: 308 Peugeot‚ Fiat Ducato‚ Skoda и Renault Mascott).



Между прочим, Олег человек не жадный‚ если у него запись на ремонт большая, а он не успевает, то какие-то авто он отдаёт знакомым: потом всё возвращается сторицей, скупой автодиагност – это автодиагност без перспективы, жить, работать и не помогать коллегам можно, такие примеры есть, но в таком случае мир вокруг такого человека медленно сжимается и в конце концов задушит отсутствием работы.


Типичные неисправности на автомобилях были, есть и будут всегда: везде есть "человеческий фактор", начиная от недоработок конструкции и заканчивая некачественным обслуживанием автомобиля.

Часто повторяющиеся типичные неисправности всегда сидят в голове, например, Peugeot Boxer: "Отказ системы ABS". Из строя выходит задний правый датчик. Тут самая длинная линия прокладки жгута. И что самое интересное, перегнивает всегда жёлтый провод. А синий почти никогда.
Остальные неисправности подобного рода хранятся на компьютере, особенно "золотое хранилище осциллограмм", где собраны многочисленные ремонты, успешные и неуспешные, но позволяющие в свободное время дать тренировку для ума и сделать наработки на будущее.

Есть у Олега Анатольевича и "канцелярщина", правда, специфическая, и заключается она в том, что каждый автомобиль, который когда-то был на ремонте, обязательно забивается в базу данных на компьютере, и потом, когда этот же автомобиль приедет, то сначала открываются старые записи и смотрится, что было сделано на автомобиле, какие работы проводились, какие результаты.

Несомненно, это помогает начинать проведение диагностики с более точного места, а не рыскать по всему автомобилю: если машина была на ремонте пол-года или год-два назад, то вспомнить, что там было сделано и с какими результатами трудно, а тут открыл свои записи, посмотрел, восстановил ход событий и вперёд.

Например, на этом Peugeot Boxer что когда-то делалось: компьютерная диагностика, по её результатам проведены работы с системой EGR; заменена свеча накаливания; ремонт боковой двери; ремонт системы ABS – проводки заднего правого датчика и так далее, всё указано по времени обращения и пробегу автомобиля. Простая таблица в Exсel, но помогает здорово.

Олег Анатольевич перечислил ещё много типичных неисправностей, но не буду тратить время читателей, если есть проблемы, звоните ему, консультируйтесь, думаю, что не откажет (а мне же запомнился его рассказ о проведённой умственной работе по определению логики одной из неисправностей, где задействована система EGR – форсунки - адаптация и так далее. Логика есть логика. Тем более, подкреплённая практическими изысканиями).

Что приносит удовольствие в работе:
- Поставить машину на ноги – это большое удовлетворение, хороший стимулятор‚ - говорит Олег Анатольевич,- вот протащили какую-то машину по сервисам, везде с ней позанимались, но причину не нашли. Мне с такими авто заниматься приятно, это полезно для ума, для практики, ну и для собственного удовлетворения.
В любой работе есть случаи, когда становится смешно: приезжает авто, где "большой расход топлива".
- Солярка из бака не льётся?
- Нет.
- Не тупит?
- Нет.
- Не дымит?
- Нет.
- Разгоняется хорошо?
- Да.
Ещё несколько вопросов, и начинается выяснение причины. После изысканий становится понятной причина "повышенного расхода топлива": пробег авто измеряется в милях, соответственно и расход топлива выставлен "по ихнему". После перестановки измерения на километры, расход стал стандартным и удовлетворяющим клиента.

Или пример с CitroenC4. Ехал человек из Москвы на свою малую родину и сломался. Мотор затроил. Заехал к официалам. Они зачем-то поменяли клапан EGR, но неисправность не уходила. Потом‚ после проведения дополнительных технических изысканий определили "дырку в поршне".
Владелец авто заказал контрактный двигатель (без навесного). В сервисе мотор заменили, поставили навесное, запустили мотор – ура, работает, но не держит холостые (мотор CommonRail). Если нажимать на педаль‚ то мотор работает на ХХ, отпустить – глохнет. Дизель так не должен работать. Далее машина поехала путешествовать по автосервисам: заменили клапан подачи топлива; заменили плунжера на ТНВД; провели работы с форсунками; танцевали с бубном вокруг и делали что-то ещё‚ но холостой ход не появлялся. Вся эта история продолжалась несколько месяцев. Потом автомобиль появился в мастерской Олега Малина.

У него не было магического бубна, Олег просто начал изучать проблему и выстраивать свою логику построения данной неисправности. Что оказалось: на насосе есть клапан подачи и клапан регулировки высокого давления (система Siemens). И разъёмы были тупо перепутаны. Такого, в принципе, быть не должно, так как длина жгутов строго рассчитана ещё на заводе, но мотор разбирался‚ перетряхивался, навесное менялось, жгуты крутили в разные стороны не один раз - они наверняка растянулись немного … потому и перепутали. После перестановки разъёмов мотор заработал правильно, начал держать холостой ход. Да, это немного смешно, если бы не было так финансово больно для владельца автомобиля.

Как есть смешные минуты в авторемонте, так есть и трагические минуты: это когда на ремонт приходит машина, которая уже раньше побывала в руках начинающих или уставших мастеров авторемонта.

Основная беда у них – соединение проводов: многочисленные варианты скруток проводов между собой, разноцветные изоленты несоответствующего качества‚ отсутствие качества соединения обязательно приводило к тому, что через какое-то время контакт терялся и возникала какая-либо неисправность (добрая половина всех неисправностей – отсутствие контакта или некачественный контакт. Но попробуй найди такую неисправность!).

В автосервисе Олега Малина этот вопрос решён раз и навсегда: только качественное, фирменное соединение с помощью зажимных гильз, в том числе с клеевой термоусадкой для обеспечения герметичного соединения в ответственных местах:



Для скруток только термоусадка или клеевая термоусадка – для каждого случая свой вариант. Ну как можно делать какой-то ремонт, если ночью будешь вскидываться с постели и думать, "будет контакт или не будет".


Человеку свойственно иметь самооценку. И прошедшая Олимпиада автодиагностов, где Олег Малин стал Победителем, была нужна хотя бы для того, чтобы задать себе вопрос: "Кто я и что я".
Хотя определённое понимание здесь уже есть: не каждому удаётся опубликовать в американском техническом журнале свои статьи, написанными в содружестве с коллегами:

"Intermittent Loss of Power on Volkswagen Turbo Diesel"
http://www.techshopmag.com/maximizing-tools-intermittent-loss-power-volkswagen-turbo-diesel/

"Diagnosing a Common Rail Diesel Engine"
http://www.techshopmag.com/maximizing-tools-diagnosing-common-rail-diesel-engine/

…и не только для ответа на вопрос "Кто я и что я", за всем этим стоит другой, такой же важный вопрос: "Сколько я стою?" (об этом вслух не говорят или говорят редко, большей частью боятся насмешек или банального и тупого непонимания у собеседника/коллеги. А об этом говорить надо. Подумайте на досуге).



Для автодиагноста такие соревнования, как Олимпиады автомобильных диагностов нужны, они придают уверенность, показывает твоё конкретное место в жизни и те рубежи, которые ещё надо достигнуть.

Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата

Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх