SRS - система пассивной безопасности
Supplementary Restraint System (SRS) - система пассивной безопасности водителя и пассажиров,
10.07.2004
Supplementary Restraint System (SRS) - система пассивной безопасности водителя и пассажиров, была изобретена в начале 50-х годов американским инженером Джоном Хэттриком.
Она имела простейшее, но достаточно надежное устройство:
Как видно из приведенного рисунка, исполнение было чисто механическим:в случае наезда на препятствие, бампер толкал металлические "тяги безопасности", которые в свою очередь открывали правый или левый краны и сжатый воздух из баллона через резиновый шланг, проложенный по полу автомобиля, надувал резиновый мешок перед водителем. Эта Идея получила стремительное развитие, особенно в начале 70-х годов прошлого века, когда в системе SRS стали использоваться все современные достижения науки, техники и сама система стала ставиться на серийные автомобили. Сейчас, пожалуй, трудно найти современный автомобиль, в котором бы не присутствовала система SRS. Иногда, не совсем справедливо, мы называем эту систему пассивной безопасности как « AirBag» ( что в дословном переводе означает «воздушный мешок») и , наверное, немногие знают насколько сложна эта система и из чего конкретно она состоит: SRS control module ignition switch battery front crash sensor spiral cable ( clock spring) igniter/gas generator driver*s airbag passenger*s airbag deactivation switch passenger*s seat pressure sensor passenger movement sensor passenger*s airbag sensor passenger*s airbag seat belt pretensioners side impact crash sensors side airbags data link connector (DLC) SRS warning lamp Принцип работы системы SRS достаточно простой и подчинен одной идее – сохранить жизнь водителю и пассажиру при аварии. Инерционные датчики, расположенные как и впереди, так и по сторонам автомобиля, рассчитаны на срабатывание при скорости столкновения около 50 км.час. SRS control module, получив сигнал от какого-либо датчика, мгновенно подает электрический импульс на подушку безопасности ( AirBag), а точнее – на Igniter Gas Generator, диаметром 8-10 см. и толщиной всего 9-15мм :
Кристаллы мгновенно превращаются в газ, состоящий, в основном, из азота, который в течении 15 - 60 миллисекунд надувает подушку безопасности, и она, расширяясь, начинает стремительно мчаться навстречу водителю или пассажиру со скоростью от 200 до 300 км.час и, если кто-то из них не пристегнулся, то травмы различной тяжести вполне и вполне возможны.
Необходимо отметить, что подушка безопасности водителя надувается гораздо быстрее, чем AirBag пассажира вследствии того, что имеет меньший литраж ( 40-60 литров). А вот теперь самое время поговорить о том, что при аварии срабатывает не только подушка безопасности... В системе SRS предусмотрено одновременное срабатывание как и подушки безопасности, так и устройства, которое так же мгновенно натягивает ремень безопасности, что бы при аварии предотвратить инерционное движение водителя или пассажира навстречу несущейся навстречу подушке безопасности и уберечь их от травм. Это устройство называется: "преднатяжитель ремня безопасности" ( seat belt pretensioners ) и конструктивно располагается в самом натяжителе ремня безопасности:
Seat Belt Pretensioners бывает двух типов – механическим и пиротехническим. В механическом для натяжения ремня безопасности используется обыкновенная пружина :
Такие преднатяжители ремня , например, используются на автомобилях VOLVO - 940/960 1995-1998 годов выпуска, S90/V90 выпуска 1997-1998 годов выпуска, S60 2000-2003 годов выпуска. Пиротехнические преднатяжители ремня безопасности бывают трех типов : Pyrotechic pretensioners
Steel balls
1. Triggering device
2. * Wankel * rotor
3.Firing pin
4. Gas generator
5. Expanding gas При неисправности системы SRS, в частности системы преднатяжителя ремней безопасности, на панели приборов загорается транспорант SRS. Если диагностируется, например, Nissan, то кроме сканера диагностику можно провести и самостоятельно по двум вариантам: 1. контакт 4 - светодиод - "минус" 2. контакт 7 - лампочка мощностью не более 3w - контакт 11 Коды неисправностей ( DTC ) опубликованы в дополнительной литературе. Практически все автомобили японского производства поддаются проведению самодиагностики системы SRS, за исключением Mitsubishi, где требуется сканер .
Книги по ремонту автомобилей
Она имела простейшее, но достаточно надежное устройство:
Необходимо отметить, что подушка безопасности водителя надувается гораздо быстрее, чем AirBag пассажира вследствии того, что имеет меньший литраж ( 40-60 литров). А вот теперь самое время поговорить о том, что при аварии срабатывает не только подушка безопасности... В системе SRS предусмотрено одновременное срабатывание как и подушки безопасности, так и устройства, которое так же мгновенно натягивает ремень безопасности, что бы при аварии предотвратить инерционное движение водителя или пассажира навстречу несущейся навстречу подушке безопасности и уберечь их от травм. Это устройство называется: "преднатяжитель ремня безопасности" ( seat belt pretensioners ) и конструктивно располагается в самом натяжителе ремня безопасности:
Steel balls
Wankel engine rotor
2. * Wankel * rotor
3.Firing pin
4. Gas generator
5. Expanding gas При неисправности системы SRS, в частности системы преднатяжителя ремней безопасности, на панели приборов загорается транспорант SRS. Если диагностируется, например, Nissan, то кроме сканера диагностику можно провести и самостоятельно по двум вариантам: 1. контакт 4 - светодиод - "минус" 2. контакт 7 - лампочка мощностью не более 3w - контакт 11 Коды неисправностей ( DTC ) опубликованы в дополнительной литературе. Практически все автомобили японского производства поддаются проведению самодиагностики системы SRS, за исключением Mitsubishi, где требуется сканер .
Книги по ремонту автомобилей
Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):