Toyota Camry 50. Климат-контроль
25.11.2014
Наверняка автовладельцы и работники автосервисов попадали в неудобные ситуации из-за своих старых привычек: «Что бы сбросить имеющиеся ошибки в памяти блока управления, надо отсоеденить аккумулятор». Отсоединяли, а потом впадали в ступор, так как тут же возникала ошибка с рулевым управлением.
Чтобы подобного не происходило, просто следует помнить, что автомобили «свежих» годов выпусков могут иметь внутри совсем другую начинку, и алгоритм их обслуживания и даже ремонта может отличаться от автомобилей предыдущих годов выпуска. И не надо удивляться этому. За окном 21 век.
По поводу отсоединения аккумулятора:
1. Если на этой машине придётся снимать/обратно устанавливать АКБ (или отсоединять/присоединять какой-то из проводов (плюс-минус), то потом придётся произвести инициализацию «Системы помощи при парковке».
2. Если на ЭБУ системы навигации отображается сообщение "System initializing" (инициализация системы), надо отрегулировать нейтральное положение рулевого простым способом: «Установить машину на ровной поверхности и плавно повернуть рулевое колесо до упора вправо и влево».
3. Не забыть при этом, что сохранение нейтрального положения рулевого колеса производится при запущенном двигателе. Надо включить стояночный тормоз, нажать на педаль тормоза и проверить, чтобы рычаг переключения передач находился в парковочном положении (P). Автомобиль должен стоять на месте и не двигаться.
Автомобиль был бодрого красного цвета и выглядел как новый:
На фото показано начало работ. Как видите, переноска уже упёрлась в подпанельное пространство, именно туда придётся влазить, осматриваться и принимать решение об устранении неисправности.
Скажу откровенно: подобные неисправности не добавляют ни настроения, ни здоровья. Возиться с неисправностями по климатической установке удовольствие сомнительное. Хотя бы потому, что автомобиль новый и в нём уже появились технологические новинки, которых не было на других машинах. Например, изменился сам принцип построения температурной сетки в салоне.
Как в предыдущих или в «простых» системах кондиционирования происходило определение требуемой температуры воздуха? При помощи датчиков температуры и объема. Эта информация передавалась в блок управления, и он по определенному алгоритму производил расчёт. То есть, существовало грубое решение, основанное только на показаниях нескольких датчиков.
Но вы и сами, наверное, замечали, что одна и та же температура в салоне воспринимается по-разному: одно дело когда солнце жарит до невозможности, и другое, когда солнца нет, а за окном машины осенний туман. А для регулировок только две или три ручки на панели климатической установки. Мало, да?
Вот и решили господа Производители «улучшить комфорт водителя и пассажиров внутри автомобиля» и после определенных испытаний внедрили в работу климатической установки новый принцип управления температурой: «Нейронно-сетевое управление». То есть, теперь климатическая установка в легковом автомобиле работает по принципу нейронных сетей.
Что это такое: теперь все данные по заданным условиям температуры по время поездок остаются в памяти вместе с данными состояния внешней среды, собираются, классифицируются и используются в дальнейшем для работы климатической установки. Для лучшего понимания приведу схему:
Нет, если разобраться, то смысл очень интересный! Обратите внимание на примечание «Область действия нейронной сети», это реально позволит улучшить комфорт в салоне. Конечно, при условии правильной и чёткой работы всех датчиков и исполнительных механизмов. Так что можно согласиться со словами разработчиков:
«Применяемая в системе управления нейронная сеть включает в себя три слоя нейронов: входной, промежуточный и выходной. Нейроны входного слоя обрабатывают входные данные (значения температуры окружающего воздуха, интенсивности солнечного освещения и температуры воздуха в салоне) с учетом состояний на выходах переключателей и датчиков, и передают результаты нейронам промежуточного слоя. Исходя из этого, нейроны промежуточного слоя регулируют прочность связей между нейронами. Суммируя полученные результаты, нейроны выходного слоя определяют требуемое значение температуры на выпуске, поправки на солнечную радиацию, необходимый расход воздуха и итоговое распределение потоков воздуха. В соответствии с данными вычислений блок управления системой кондиционирования формирует команды управления для серводвигателей и электродвигателя вентилятора».
Вот. Теперь вы поняли, какая система управления климатом мне досталась в изучение и ремонт. Вскрыл пластик и добрался до привода активаторов управления заслонками клмата, начал проверять какое напряжение, что там с импульсами творится … и обнаружил много интересного и познавательного!
Без схематики в этих хитросплетениях не разобраться, смотрю MotorData Professional. Мне конкретно надо разобраться вот с этим сервоприводом:
Самое время вспомнить, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», смотрите:
Вот все эти разъемы, соединения, контакты и пр. – всё было окислено, было ржавым.
И можно сделать вывод: «машина была подтоплена. Причём, не просто элегантно подмочена, а утоплена основательно, надёжно, вместе с крышей».
Ну и как тут не вспомнить старые и добрые, помогающие и развивающие статьи Легион-Автодаты!
Ведь говорили, предупреждали. И если бы владелец этого автомобиля хотя бы одним глазком пробежал эту статью, то он бы задумался перед приобретением машины из Америки! Вот эта статья:
Не стоит забывать, что и для американцев, и для немцев и других «высокоцивилизованных», русские являются людьми «третьего сорта». Никогда об этом не забывайте! И американский «продавец бус» всегда будет стараться объегорить простодушного русского человека, который почему-то считает, что если он платит деньги, то должен получить хороший и качественный товар.
Вот и хорошо. Когда есть убеждённость в чём-то – это очень хорошо. Машина была подтоплена, что следует из этого и на что обратить особое внимание? Общая схематика, значит, такая (как пример):
А внешний вид и архитектура вот такие:
Есть интересная особенность: в разъемах, подключаемых к актюатору, стоят некие контроллеры, покажу на фото:
Так вот, что это за контроллеры: «Это ИС передачи данных и управления. Ещё говорят: «ИС связи и управления». ИС обменивается данными с БУ системы климата-контроля, передаёт команды управления на серводвигатель и выполняет функцию определения положения. Что это даёт:
1. Объединяет в общую шину отдельные провода
2. Облегчает конструкцию
3. Уменьшает количество проводов
Конечно, в подобной ситуации всегда встаёт вопрос: «Продолжать дальше работу или …». Надеюсь, понимаете, почему возникает такой вопрос. Если в одном месте состояние контактов «более-менее»:
Эти контакты еще можно привести в божеский вид, они могут ещё поработать, то вот здесь:
Легче «плюнуть и выкинуть»: «пытаться восстанавливать себе дороже».
А теперь о том, что оказалось самым сложным в этом ремонте – о сервоприводе. Смотрим на фото, внешний вид вроде достойный и не вызывающий подозрения:
Сервопривод климатической установки имеет импульсное управление, состоит из печатной платы и серводвигателя.
А вот внутри состояние элементов «на выброс»:
Печатная плата имеет 3 контакта и может передавать 2 релейных сигнала в блок управления системой кондиционирования исходя из разности фаз импульсных сигналов. По этим сигналам разъем шины способен определять положение заслонки и направление вращения.
Как вы видите, состояние серводвигателя аховое! Некоторые детали сгнили, другие скородировались и отвалились от платы, третьи окислились до неузнаваемости и так далее. Восстаналивать? Упаси Боже, да ни за что – к чёрту, батенька, к чёрту и подальше…
Хочу сказать пару слов для тех, кто ещё думает покупать американские или немецкие автомобили с пробегом. Нет, это ваше право, просто помните: и в Америке, и в Германии были наводнения. Пострадало очень много автомобилей. Владельцы, естественно, за них получат страховки, а вот гнилой и опасный автомобиль постараются продать и перепродать вам, жителю «третьего мира», что будет для американца или немца бальзамом для души. И если внешне машину приведут в красивый салонный вид для продажи, то внутри она будет приблизительно вот такой:
Это элемент облицовки, в данном случае, это «наколенная подушка безопасности». При таком ржавом состоянии система пассивной безопасности автомобиля работать не будет.
В начале своего рассказа не сказал, что во время проведения диагностики были выявлены как такие коды неисправностей:
B1442/42 - Цепь серводвигателя управления входной заслонкой
B1443/43 - Цепь серводвигателя управления заслонкой воздуховода в салоне
B1446/46 - Цепь серводвигателя управления смесительной заслонкой (со стороны водителя)
B1447/47 - Цепь серводвигателя управления задней смесительной заслонкой
И некоторые другие. Все перечислять нет смысла. Но я ими не занимался: какой смысл искать код неисправности на машине-утопленнике? Сами понимаете, что такая затея бессмысленная, такая работа достойна только технического мазохиста, а это не ко мне.
Кудрявцев М.Е.
© Легион-Автодата
Кудрявцев Михаил Евгеньевич
(ник на форуме Легион-Автодата - AVTEL)
г. Москва, ул.Суздальская, д.9, автосервис "ВТС". Тел.: +7 (916) 626-71-98.
Союз автомобильных диагностов