Турбонаддув. Blowoff valve

02.10.2007

Турбонаддув.
Blowoff valve

Обсуждение статьи и дополнения на нашем Форуме по адресу: http://forum.autodata.ru/7/5939/

Неисправность, о которой будет рассказано в этой статье, не появилась "сама по себе".
Как часто бывает, тут не обошлось без пресловутого "человеческого фактора".
Не зря же Опытные в механике люди говорят: "Не мешайте машине работать".

При проверке автомобиля Nissan с двигателем NEO выяснилось, что он оборудован турбонаддувом, однако штатная системаBlowoff изменена - установлен BOV для перепуска в атмосферу.

Аббревиатура BOV используется в технической литературе и означает blowoff valve. Кстати, в написании этого клапана есть разночтения: одни источники пишут  просто "blowoff valve", другие через тире: "blow-off valve" или используется аббревиатура: "BOV". В переводе тоже есть разночтения. Одни источники переводят это название как "антипомпажный клапан", другие "байпасный", но суть от названия не меняется: BOV предназначен для сброса давления на участке "турбонагнетатель - впускной коллектор" при закрытии дроссельной заслонки. Если этого не сделать, то возможно разрушение лопаток турбины.

Как работает и устроена эта система

Турбонагнетатель (турбина) состоит из двух частей, в каждой из которых  располагается "турбинное колесо".
Выхлопные газы, выходящие из двигателя, попадают на первое "турбинное колесо", которое находится на одной оси со вторым "турбинным колесом", которое можно назвать "компрессорным". Именно оно всасывает наружный воздух, входящий в двигатель после воздушного фильтра и далее "сжимает" его, направляя в интекулер и далее в двигатель через впускной коллектор.
В открытой Интернет-энциклопедии (Википедии) есть рисунок, который наглядно объясняет работу турбокомпрессора:

bov_3.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/8/88/Turbocharger2.jpg

(использование этого рисунка и других материалов, расположенных на этом ресурсе,  находится в рамках Fair use)

Однако на приведенном рисунке нет рассматриваемого нами blowoff valve, поэтому сделаем другой рисунок.
На рис.1 показано движение воздуха при открытой дроссельной заслонке (после "Двигателя", на рисунке, стрелки показывают движение ОГ - отработанных газов):

 

                  bov_5.jpg  bov_6.jpg

                  рис. 1                                                                     рис.2

На рис.2 показано движение воздуха при закрытой дроссельной заслонке.

Более подробнее работу BOV можно посмотреть на следующем рисунке:

 

bov_7.jpg

                                      рис.3

1 - атмосферный воздух
2 - турбонагнетатель
3 - BOV
4 - вакуумная линия управления BOV  
5 - поршень (мембрана BOV)
6 - дроссельная заслонка

   Посредством вакуумной линии (4)BOV "открывается" при резкой десселерации ( когда разряжение
во впускном коллекторе значительно выше рабочего). Тем самым осуществляется подъем поршня (5) и сброс лишнего давления (рис.3,- внизу,- заслонка "закрыта").

Blowoff ставят не только для защиты турбины, но и для того, чтоб в момент закрытия дросселя не происходило резкого роста давления и не "порвало" патрубки с интеркулером. Ведь турбина не может мгновенно остановиться и продолжает некоторое время крутиться по инерции. 
Для чего ставят тюнинговый Blowoff? Конечно не только для того, чтоб он делал красивый «пшик!». 
Считается, что тюнинговый клапан имеет меньшее аэродинамическое сопротивление, чем "родной", и в момент переключения передач и резкой перегазовки с ним, турбина дольше держит обороты и, естественно, быстрее «подхватывает» на следующей передаче. 
Так же у клапана Blowoff есть скрытая функция "обогащения смеси". 
Весь воздух, который он "травит" мимо двигателя, учитывается датчиком воздушного потока, и естественно увеличивается количество топлива, поступающего в мотор. С одной стороны это хорошо, увеличивается приёмистость при перегазовках, но с другой стороны, во всех новых машинах то же происходит программно, по сигналу от сцепления и коробки. Происходит двойное обогащение смеси, что приводит систему управления холостым ходом и составом смеси в «глубокий супорт». 
Особенно это проявляется на MITSUBISHI, на последних «эволюшинах». 
Через два дня машина теряет холостой ход с записью ошибки.
Стирание адаптаций помогает ровно на день. Кроме того, у любителей неспешных переключений и поездок с выжатым сцеплением появляются так называемые «пропуски зажигания».
Из-за переобогащения не всё топливо сгорает в двигателе, часть горит в катализаторе и трубе, на свечах образуется слой копоти.
 

   В последнее время вместо штатных BOV стали применяться "тюнинговые".
Есть много Интернет-ресурсов, где посредством установки такого BOV, человеку предлагают "выделиться":

bov_4.jpg

Потому что при переключении передач или при "бросании" педали газа, из-под капота раздаётся "красивый рык" - которого ни у кого нет.

   Однако BOV не просто «пукалка». 
Во первых – штатный blow off выполняет еще роль аварийного сброса давления , например свыше 1 кг. 
Т.е , если Вы ставите "буст контроллер" и хотите "поднять бус" выше заданного предела, то ничего не получится – blow offбудет его "скидывать", а регулировать "штатный" BOV невозможно.
Внешний blow off подлежит регулировке по "сбросу" , ну и, кроме этого, он создает "приятный" шумовой эффект ,- приятный рейсерам.
Кроме того, BOV уравнивает давление между входом и выходом компрессорного колеса
турбины, тем самым снижая перегрузку лопаток и вала .
 

BOV имеют большое разнообразие внешнего вида и исполнения, средняя стоимость BOV за рубежом составляет от 140 до 400 $:

 

bf_4.jpg    bf_5.jpgbf_2.jpgbf_3.jpg

                   3_1                           3_2                              3_3                               3_4

bf_1.jpg  bf_8.jpg  bf_6.jpg   bf_7.jpg  

                 3_5                              3_6                       3_7                         3_8

Примечание:
Особенность BOV №№ 3_2 - 3_6 - 3_7 - 3_8: у них алюминиевый поршень и корпус, которые подогнаны очень плотно, выхлопное окно большое и ничем не закрыто. Воздух после турбины и сапуна имеет примесь масла, оно в небольших количествах всегда оседает на клапане, и как только на него попадает дорожная пыль, клапан начинает "клинить и повисать" в открытом состоянии. Это приводит к неустойчивому холостому ходу и потере мощности.

Именно такую переделку - замену штатной системы на "крутую" и сделали Клиенту в Подмосковье.
Однако, вместо долгожданного "пшика" из-под капота, получилось другое: "машина перестала ехать".
Она "троила", самостоятельно "глохла", временами "взвинчивала" обороты.

Неисправность искали. Но не нашли. И по этому факту можно сделать заключении о "профессионализме" этих людей.
Чуть позднее в другой Мастерской, куда попала эта машина, и где нашли и устранили неисправность, сказали:
- Такой "жесточайший тюнинг" нам еще не попадался...

На следующем рисунке можно посмотреть конкретно детали этого "тюнига":

 

blow_1.jpg

                                                                                                      рис.4

   Слева-внизу на рис.4, показан патрубок, "заглушенный" деревянной пробкой. 
Вверху показан сам BOV.
И он, вроде бы, "настоящий", специально приспособленный для таких "переделок".
Однако при детальной проверке оказалось, что на нем была порвана мембрана.
Вполне возможно, что это случилось из-за лишней "накрутки" ( перестарались ), и шел "подсос"  по линии вакуумного управления ("накрутить" BOV можно, вверху клапана есть регулировочный болт).
А так как двигатели NEO очень чувствительны к "подсосам" и не работают без "обратной связи" по датчику кислорода, то двигатель имел такие симптомы неисправности, какие были описаны выше.

Какие можно сделать выводы и о чем можно предостеречь тех, кто захочет сделать "турбо-тюнинг":
-  "подсос" и связанная с этим "отвратительная" работа двигателя были созданы "руками человеческими"
- прежде чем делать подобный "тюнинг", убедитесь, что Вам его сделают профессионально.

Своими практическими наработками поделились
Гаджиев Арид Омарович (SKYLINE77)
Давидчук Евгений Александрович (vintik)

"Союз автомобильных Диагностов"

Опубликовал - Владимир Петрович