Авторемонт. Ситуации. Часть 1

05.12.2012

АВТОРЕМОНТ. СИТУАЦИИ, часть 1

 

  Данный материал напрашивался давно. И скажу сразу, что модель выбранных автомобилей  значения не имеет. Важна ситуация.

  И у кого-то уже сформировалось  мнение, что форум стал несколько «постным». Некоторые ещё  ждут «чего-то новенького». Чего?  Время, когда те, кто ремонтирует машины, использовали информацию невесть, где и кем добытую, делились ею, когда любая информация с любого форума ценилась высоко, когда «лопатили» интернет в поисках оной, завидуя счастливчикам, имеющим  Аллдату    - это время безвозвратно ушло. Сейчас те, кто занят ремонтом авто  имеют всю необходимую информацию. Достаточно достоверную и полезную, позволяющую анализировать и находить неисправности, а также выполнять другие манипуляции по восстановлению работоспособности.

 А приборы и оборудование?

 Да  в обычных мастерских уже давно работают на хорошем оборудовании и так работают,  что дилеры «отдыхают». Никаких  секретов ни в области диагностики, ни в области ремонта давно уже нет. Все эти секреты расписаны и представлены в печатных, электронных и программных носителях. Выбирайте, покупайте, изучайте, работайте. Совершенствуйтесь!

Но вот  тут есть одна заковыка: появилось много тех, для  кого «не царское это дело» изучать, тем более покупать, а уж работать…

 На смену работавшим  «по старинке», но которые хоть знали что делали, пришли другие… Диагностическое оборудование прикупить сейчас  не проблема. Проблема в том, что к оборудованию ещё кое- что нужно. А это не купишь. И опять Интернет бурлит в поисках:  как  получить прямую подсказку, «что поменять, подкрутить, где постучать… чтобы заработало». Не важно, как и почему заработало, но чтобы клиенту машину отдать  в обмен на деньги.. И  быстрее дальше : «Кто следующий на компьютерную диагностику глубин электроники?»

И мне кажется, что  «голубая мечта» таких спецов – это только  получить подсказку  какую кнопку нажать, куда зайти и какими кнопками пошевелить там, где вошел, что бы всё заработало. Короче, не переодеваясь и из положения «сканер на коленях, попа на сиденье».

«Ошибок нет» - самая страшная надпись для того, кто сканер, шнурки, ноутбуки, сделал элементами антуража своей деятельности.  А в нормальных руках  это просто инструмент, позволяющий выявить причину неисправности.

В неделю приходит несколько таких неисправных машин.  И всегда слышишь:

« Был на диагностике, ошибок не выявили. Все работает нормально»

Обычно  в таких случаях спрашиваю: «Сам-то как считаешь?». И выходит, что
«теоретически- лошадь,  а на практике - не везёт».

 Поэтому начнём с простого. Мазда Премаси 1999г рождения. Простая, но кровь попортила

Дальше на конкретных и простых примерах расскажу:

·       Как  веду  поиск неисправности в подобных ситуациях («ошибок нет»). Постараюсь подробно.

·       Расскажу, как работает сам блок управления;

·       Почему некоторые, видя текущие параметры, искать начинают совершенно в противоположном направлении;

·       Какие ошибки допускаются при использовании осциллографа, и что не учитывают, видя графическое отображение сигнала;

·       Что происходит, когда нарушается порядок стандартных обязательных проверок… короче, почему, даже при наличии какого-то опыта  попадаешь опять на те же грабли.

  На Мазде я буду искать неисправность, которая возникла из-за ошибок тех, кто работал с ней до меня.  Кто-то увидит мои промахи. Это не потому, что не знал, а потому, что пренебрег.  И не от того, что  сознаю себя каким-то «великим спецом», а потому, что ВРЕМЯ. Потому, что  зарабатываю деньги. Потому, что  если «курить  мануалы» во время диагностики и поиска неисправности - ни хрена не заработаешь. Читать и изучать нужно после работы. 

Ситуация рядовая и типовая для последнего времени, неисправность тоже никаких вопросов не вызвала.

Машина прибыла с другого СТО, хозяин забрал машину. Обещали, что после замены колец, вкладышей, сальников клапанов машина «будет летать как молодая». Но она почему-то отказалась. Причем не только «летать», но  и нормально ехать. Запуск машины после даже небольшого перерыва очень трудный, мотор  работает «в никуда». Обороты «ищут место в промежутке от 1500…1600 и до момента почти полной остановки двигателя. Если удаётся поймать педаль и не дать машине заглохнуть, можно перемещаться рывками, прыжками, а в районе 2.000-2.300 обороты вроде  перестают прыгать, и можно  даже ощутить некоторый комфорт в езде (после трогания с места), но выше этой отметки  не идут … Педаль хоть «удави. Мало того, при попытке перейти на более высокие обороты, машина глохнет».

Но сканер показал « Ошибок нет». Вот это и есть основная причина, почему неисправность не выявили.  Уже стало модным, в подобных случаях объяснять клиенту  ситуацию двумя возможными причинами:

 1.Это «Мозг» ( Блок управления);

 2.Вмешательство нечистой силы ( «хрен его знает что это, всё сделано правильно, ошибок нет» )

Способ проверенный. Чем  больше напугали клиента, тем выше шанс, что он отстанет и заплатит деньги.

  И клиент платит деньги и отправляется на поиск электронщика (специалиста «по мозгу») и экзорциста (специалиста по изгнанию нечисти). И если  ему повезло и в другой мастерской машину сделали… Рождается легенда, что вот на этом СТО есть мастер, который не только разбирается  во всех премудростях электроники и механики, но и нечистую силу изгоняет.

И сарафанное радио разносит  эту информацию почти мгновенно. По этой причине многие мои коллеги рекламу уже не дают. Она им не нужна. А секрет очень простой:« Делай, как делал бы для себя; учись каждый день. Учись так, как будто жить собираешься вечно

 Мазда - это моя «любовь  до зубовного скрежетаJ . Ну не отнять у её производителя  умение создать трудности на ровном месте. В принципе, неисправность  определил почти сразу. Подсос воздуха. Причем  конкретный такой оказался… в трех местах. Один на гофре, второй на ресивере и третий на самом коллекторе. Многовато будет. Прокладка ресивера оказалась конкретно ржавая, такую можно обтягивать до обрыва болтов - не обожмёшь. Но данное обстоятельство  предыдущих мастеров не смутило. Прокладка коллектора высохшая до « состояния кирпича». Была выкрошена в нижней части в районе 4 цилиндра( видимо при установке  коллектора  назад). А вместо сломанного пластикового штуцера на гофре, куда одевается шланг вентиляции, вставили маленький металлический уголок  диаметром 6-7мм (такие применяются на разных мелкотрубчатых соединениях.)
Поэтому, когда я просто коснулся шланга - он слетел с этого угольника, а следом за ним выпал из гофры и сам угольник.

* Данные неисправности были обнаружены при осмотре авто сразу  после исповеди клиента. И исключительно «шаманским способом».

Во-первых, некоторый опыт общения с представителями из семейства Мазд и  характерная работа мотора, склоняло к тому, что это нештатный подсос воздуха; Во- вторых, если чуть глубже проникнуть в моторный отсек, наклониться ближе к двигателю и прислушаться, можно услышать характерный свист всасываемого воздуха.

Поскольку  такая неисправность возникла при сборке во время ремонта, и вам неизвестен уровень подготовки предыдущих специалистов, то на подобные несанкционированные отверстия нужно проверить все места от стыка коллектора с головкой двигателя  до MAF. Что и было сделано. При локализации из инструмента использовались: руки, глаза, уши и баллончик карбспреяJ.

Те, кто находится под воздействием рассказов о романтичности  профессии «Диагност», могут воскликнуть:- « Фу, он даже сканер не подключил!».

 Задам встречный  вопрос: «А зачем?».   
Вы хотите увидеть как выглядят текущие параметры при наличии подсоса? Или на фоне существующей неисправности ещё что-то обнаружить? Или увидев  незатянутый хомут на гофре в районе дросселя, которая уже сползла со своего места - сразу надо сканер подключить? Ну если только для того, чтобы подчеркнуть свой «профессионализм»  в глазах клиента. Да и денежки легче взять. За незатянутый хомут много попросишь? А сканер включил - диагностика пошла, в смысле деньгА ...

*что касается прокладок на впуске и  дросселе, хотя на нём можно и герметиком обойтись в крайних ситуациях, то уже давно проверены на опыте рекомендации мануалов по этим моторам: при съёме и разборке коллектора прокладки должны ставиться новые. Причем выпуклостью и клеевым слоем в ту сторону, как написано.  Этим могут пренебречь те, кто имеет желание потренировать себя  в снятии разборке - сборке и установке впускного коллектора на моторах FS и FP -).

Таких бы неисправностей побольше и каждый день. 

Накаркал. Мысль материальна. Если чего пожелать мысленно, может сбыться, но почему-то  чаще всего желания сбываются инверсно.

 Из бокса вышел наш механик. Он работает у нас 8-й год, и мне уже несложно определить по его внешнему виду: «Имеем сюрприз». Осталось выяснить суть.  Оказалось: «Подсосы убрал….  машина не работает».

 Так, началось в колхозе утро. По тому, что механик не попытался даже высказать предположение что может не работать или что не так работает, а он это может сделать и делает, я понял, что вернуть машину владельцу  в 19 часов  исправную, шансов не много. Да и день уже близился к концу. Ну что, надо смотреть, что там не работает.

Двигатель работал…

 Заводиться стал тоже нормально. Заглохнуть уже не пытался. Обороты с прогревных до ХХ  опустил нормально. Нажатие на педаль газа… Провал, а затем подхват. Но «вяло» берет обороты. Сброс резкий газа, обороты провалились до 400, но  выровнялись.

Так, что ещё имеем в результате беглого осмотра? Стрелка тахометра дрожит, очень часто. Отклонения, ну +- 50-70 оборотов. Неприятно. Неприятно вдвойне, потому что  понимаю: «Если бы стрелка тахометра дрожала, а двигатель работал ровно и без провала, я бы сразу определил направление поиска.  Но прелесть ситуации состояла в том, что тахометр точно отображал  работу двигателя». 

В ход идет осциллограф. 
Повторюсь еще раз:  «Если  нет уверенности на 100%  в том, что двигатель работает нормально - нечего лезть в систему управления». И тем более метаться, дёргать разъемы, менять датчики и пр. Существуют способы пошаговых проверок. Они подробно описаны. Те, кто имеет опыт  общения с машинами и проводил эти проверки неоднократно, могут пропускать как отдельные пункты, так и несколько, сокращая при этом время на локализацию неисправности. Но  лучше делать всё пошагово. Вероятность того, что вы пропустите неисправность становится меньше. Ну что, смотрим именно в  «стыке» двигателя и системы, именно отсюда она берет исходные данные.

                       АВТОРЕМОНТ. СИТУАЦИИ, часть 1                             

Какой вывод? А простой: датчики работают, положения механизма соответствует. На осциллограмме датчика коленчатого вала  заметны изменения сважности  сигнала и  неровная амплитуда, больше ничего. Но это не причина. Это следствие неустойчивой работы двигателя. А так, если осциллограмму прокрутить всю от момента запуска (он вначале на фото), и до самого момента остановки двигателя - придраться не к чему.

   Говорю механику, чтобы снимал крышку клапанов и провел проверку механизма ГРМ. Надо убедиться в  нормальной работе железа.

 Так, побрел за инструментом,… Бурчит что-то себе под нос. Сейчас притащит с собой набор, в котором не менее 100 наименований. Это что-то вроде формы протеста…

 А я просто знаю, что предыдущая проверка дала результаты, по которым можно судить о согласованности механизма и работе самих датчиков. Но не более.

  Проверка механической части практически ничего не дала. Всё работало  при проворачивании двигателя как надо, пресловутые метки совпадали, соответствовали положению кулачков и поршней, компрессия  по цилиндрам в норме… Внешний осмотр деталей  позволил выявить  два обстоятельства:

1. Болт, шайба и пружина натяжителя  были установлены так, что лучше бы их заменить, от греха подальше.

2. «Засохатили» при установке ремня. Книжку открой, если не знаешь, как ставить…» - это сказал механик, сказал куда-то в пространство, оно и понятно: на мне ему разрядиться не получилось, так решил хоть на ком-нибудь. Но в принципе справедливо.

Продолжение следует.

МАРКИН Александр Васильевич

Ник на форуме Легион-Автодата – A_V_M

СОЮЗ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИАГНОСТОВ

г.Белгород
Таврово мкр 2, пер.Парковый 29Б
(4722)300-709

 

© Легион-Автодата

 

наверх