Авторемонт. Ситуации. Часть 1
05.12.2012
АВТОРЕМОНТ. СИТУАЦИИ, часть 1
Данный материал напрашивался давно. И скажу сразу, что модель выбранных автомобилей значения не имеет. Важна ситуация.
И у кого-то уже сформировалось мнение, что форум стал несколько «постным». Некоторые ещё ждут «чего-то новенького». Чего? Время, когда те, кто ремонтирует машины, использовали информацию невесть, где и кем добытую, делились ею, когда любая информация с любого форума ценилась высоко, когда «лопатили» интернет в поисках оной, завидуя счастливчикам, имеющим Аллдату - это время безвозвратно ушло. Сейчас те, кто занят ремонтом авто имеют всю необходимую информацию. Достаточно достоверную и полезную, позволяющую анализировать и находить неисправности, а также выполнять другие манипуляции по восстановлению работоспособности.
А приборы и оборудование?
Да в обычных мастерских уже давно работают на хорошем оборудовании и так работают, что дилеры «отдыхают». Никаких секретов ни в области диагностики, ни в области ремонта давно уже нет. Все эти секреты расписаны и представлены в печатных, электронных и программных носителях. Выбирайте, покупайте, изучайте, работайте. Совершенствуйтесь!
Но вот тут есть одна заковыка: появилось много тех, для кого «не царское это дело» изучать, тем более покупать, а уж работать…
На смену работавшим «по старинке», но которые хоть знали что делали, пришли другие… Диагностическое оборудование прикупить сейчас не проблема. Проблема в том, что к оборудованию ещё кое- что нужно. А это не купишь. И опять Интернет бурлит в поисках: как получить прямую подсказку, «что поменять, подкрутить, где постучать… чтобы заработало». Не важно, как и почему заработало, но чтобы клиенту машину отдать в обмен на деньги.. И быстрее дальше : «Кто следующий на компьютерную диагностику глубин электроники?»
И мне кажется, что «голубая мечта» таких спецов – это только получить подсказку какую кнопку нажать, куда зайти и какими кнопками пошевелить там, где вошел, что бы всё заработало. Короче, не переодеваясь и из положения «сканер на коленях, попа на сиденье».
«Ошибок нет» - самая страшная надпись для того, кто сканер, шнурки, ноутбуки, сделал элементами антуража своей деятельности. А в нормальных руках это просто инструмент, позволяющий выявить причину неисправности.
В неделю приходит несколько таких неисправных машин. И всегда слышишь:
« Был на диагностике, ошибок не выявили. Все работает нормально».
Обычно в таких случаях спрашиваю: «Сам-то как считаешь?». И выходит, что
«теоретически- лошадь, а на практике - не везёт».
Поэтому начнём с простого. Мазда Премаси 1999г рождения. Простая, но кровь попортила.
Дальше на конкретных и простых примерах расскажу:
· Как веду поиск неисправности в подобных ситуациях («ошибок нет»). Постараюсь подробно.
· Расскажу, как работает сам блок управления;
· Почему некоторые, видя текущие параметры, искать начинают совершенно в противоположном направлении;
· Какие ошибки допускаются при использовании осциллографа, и что не учитывают, видя графическое отображение сигнала;
· Что происходит, когда нарушается порядок стандартных обязательных проверок… короче, почему, даже при наличии какого-то опыта попадаешь опять на те же грабли.
На Мазде я буду искать неисправность, которая возникла из-за ошибок тех, кто работал с ней до меня. Кто-то увидит мои промахи. Это не потому, что не знал, а потому, что пренебрег. И не от того, что сознаю себя каким-то «великим спецом», а потому, что ВРЕМЯ. Потому, что зарабатываю деньги. Потому, что если «курить мануалы» во время диагностики и поиска неисправности - ни хрена не заработаешь. Читать и изучать нужно после работы.
Ситуация рядовая и типовая для последнего времени, неисправность тоже никаких вопросов не вызвала.
Машина прибыла с другого СТО, хозяин забрал машину. Обещали, что после замены колец, вкладышей, сальников клапанов машина «будет летать как молодая». Но она почему-то отказалась. Причем не только «летать», но и нормально ехать. Запуск машины после даже небольшого перерыва очень трудный, мотор работает «в никуда». Обороты «ищут место в промежутке от 1500…1600 и до момента почти полной остановки двигателя. Если удаётся поймать педаль и не дать машине заглохнуть, можно перемещаться рывками, прыжками, а в районе 2.000-2.300 обороты вроде перестают прыгать, и можно даже ощутить некоторый комфорт в езде (после трогания с места), но выше этой отметки не идут … Педаль хоть «удави. Мало того, при попытке перейти на более высокие обороты, машина глохнет».
Но сканер показал « Ошибок нет». Вот это и есть основная причина, почему неисправность не выявили. Уже стало модным, в подобных случаях объяснять клиенту ситуацию двумя возможными причинами:
1.Это «Мозг» ( Блок управления);
2.Вмешательство нечистой силы ( «хрен его знает что это, всё сделано правильно, ошибок нет» )
Способ проверенный. Чем больше напугали клиента, тем выше шанс, что он отстанет и заплатит деньги.
И клиент платит деньги и отправляется на поиск электронщика (специалиста «по мозгу») и экзорциста (специалиста по изгнанию нечисти). И если ему повезло и в другой мастерской машину сделали… Рождается легенда, что вот на этом СТО есть мастер, который не только разбирается во всех премудростях электроники и механики, но и нечистую силу изгоняет.
И сарафанное радио разносит эту информацию почти мгновенно. По этой причине многие мои коллеги рекламу уже не дают. Она им не нужна. А секрет очень простой:« Делай, как делал бы для себя; учись каждый день. Учись так, как будто жить собираешься вечно.»
Мазда - это моя «любовь до зубовного скрежетаJ . Ну не отнять у её производителя умение создать трудности на ровном месте. В принципе, неисправность определил почти сразу. Подсос воздуха. Причем конкретный такой оказался… в трех местах. Один на гофре, второй на ресивере и третий на самом коллекторе. Многовато будет. Прокладка ресивера оказалась конкретно ржавая, такую можно обтягивать до обрыва болтов - не обожмёшь. Но данное обстоятельство предыдущих мастеров не смутило. Прокладка коллектора высохшая до « состояния кирпича». Была выкрошена в нижней части в районе 4 цилиндра( видимо при установке коллектора назад). А вместо сломанного пластикового штуцера на гофре, куда одевается шланг вентиляции, вставили маленький металлический уголок диаметром 6-7мм (такие применяются на разных мелкотрубчатых соединениях.)
Поэтому, когда я просто коснулся шланга - он слетел с этого угольника, а следом за ним выпал из гофры и сам угольник.
* Данные неисправности были обнаружены при осмотре авто сразу после исповеди клиента. И исключительно «шаманским способом».
Во-первых, некоторый опыт общения с представителями из семейства Мазд и характерная работа мотора, склоняло к тому, что это нештатный подсос воздуха; Во- вторых, если чуть глубже проникнуть в моторный отсек, наклониться ближе к двигателю и прислушаться, можно услышать характерный свист всасываемого воздуха.
Поскольку такая неисправность возникла при сборке во время ремонта, и вам неизвестен уровень подготовки предыдущих специалистов, то на подобные несанкционированные отверстия нужно проверить все места от стыка коллектора с головкой двигателя до MAF. Что и было сделано. При локализации из инструмента использовались: руки, глаза, уши и баллончик карбспреяJ.
Те, кто находится под воздействием рассказов о романтичности профессии «Диагност», могут воскликнуть:- « Фу, он даже сканер не подключил!».
Задам встречный вопрос: «А зачем?».
Вы хотите увидеть как выглядят текущие параметры при наличии подсоса? Или на фоне существующей неисправности ещё что-то обнаружить? Или увидев незатянутый хомут на гофре в районе дросселя, которая уже сползла со своего места - сразу надо сканер подключить? Ну если только для того, чтобы подчеркнуть свой «профессионализм» в глазах клиента. Да и денежки легче взять. За незатянутый хомут много попросишь? А сканер включил - диагностика пошла, в смысле деньгА ...
*что касается прокладок на впуске и дросселе, хотя на нём можно и герметиком обойтись в крайних ситуациях, то уже давно проверены на опыте рекомендации мануалов по этим моторам: при съёме и разборке коллектора прокладки должны ставиться новые. Причем выпуклостью и клеевым слоем в ту сторону, как написано. Этим могут пренебречь те, кто имеет желание потренировать себя в снятии разборке - сборке и установке впускного коллектора на моторах FS и FP -).
Таких бы неисправностей побольше и каждый день.
Накаркал. Мысль материальна. Если чего пожелать мысленно, может сбыться, но почему-то чаще всего желания сбываются инверсно.
Из бокса вышел наш механик. Он работает у нас 8-й год, и мне уже несложно определить по его внешнему виду: «Имеем сюрприз». Осталось выяснить суть. Оказалось: «Подсосы убрал…. машина не работает».
Так, началось в колхозе утро. По тому, что механик не попытался даже высказать предположение что может не работать или что не так работает, а он это может сделать и делает, я понял, что вернуть машину владельцу в 19 часов исправную, шансов не много. Да и день уже близился к концу. Ну что, надо смотреть, что там не работает.
Двигатель работал…
Заводиться стал тоже нормально. Заглохнуть уже не пытался. Обороты с прогревных до ХХ опустил нормально. Нажатие на педаль газа… Провал, а затем подхват. Но «вяло» берет обороты. Сброс резкий газа, обороты провалились до 400, но выровнялись.
Так, что ещё имеем в результате беглого осмотра? Стрелка тахометра дрожит, очень часто. Отклонения, ну +- 50-70 оборотов. Неприятно. Неприятно вдвойне, потому что понимаю: «Если бы стрелка тахометра дрожала, а двигатель работал ровно и без провала, я бы сразу определил направление поиска. Но прелесть ситуации состояла в том, что тахометр точно отображал работу двигателя».
В ход идет осциллограф.
Повторюсь еще раз: «Если нет уверенности на 100% в том, что двигатель работает нормально - нечего лезть в систему управления». И тем более метаться, дёргать разъемы, менять датчики и пр. Существуют способы пошаговых проверок. Они подробно описаны. Те, кто имеет опыт общения с машинами и проводил эти проверки неоднократно, могут пропускать как отдельные пункты, так и несколько, сокращая при этом время на локализацию неисправности. Но лучше делать всё пошагово. Вероятность того, что вы пропустите неисправность становится меньше. Ну что, смотрим именно в «стыке» двигателя и системы, именно отсюда она берет исходные данные.
Какой вывод? А простой: датчики работают, положения механизма соответствует. На осциллограмме датчика коленчатого вала заметны изменения сважности сигнала и неровная амплитуда, больше ничего. Но это не причина. Это следствие неустойчивой работы двигателя. А так, если осциллограмму прокрутить всю от момента запуска (он вначале на фото), и до самого момента остановки двигателя - придраться не к чему.
Говорю механику, чтобы снимал крышку клапанов и провел проверку механизма ГРМ. Надо убедиться в нормальной работе железа.
Так, побрел за инструментом,… Бурчит что-то себе под нос. Сейчас притащит с собой набор, в котором не менее 100 наименований. Это что-то вроде формы протеста…
А я просто знаю, что предыдущая проверка дала результаты, по которым можно судить о согласованности механизма и работе самих датчиков. Но не более.
Проверка механической части практически ничего не дала. Всё работало при проворачивании двигателя как надо, пресловутые метки совпадали, соответствовали положению кулачков и поршней, компрессия по цилиндрам в норме… Внешний осмотр деталей позволил выявить два обстоятельства:
1. Болт, шайба и пружина натяжителя были установлены так, что лучше бы их заменить, от греха подальше.
2. «Засохатили» при установке ремня. Книжку открой, если не знаешь, как ставить…» - это сказал механик, сказал куда-то в пространство, оно и понятно: на мне ему разрядиться не получилось, так решил хоть на ком-нибудь. Но в принципе справедливо.
Продолжение следует.
МАРКИН Александр Васильевич
Ник на форуме Легион-Автодата – A_V_M
Таврово мкр 2, пер.Парковый 29Б
(4722)300-709