ГБО. Баллонная часть

10.01.2019

Так ли страшен газ на автомобиле, как его малюют?

Эта статья предназначена в основном для Диагностов, которым приходится брать в работу автомобили, оборудованные ГБО - как минимум, по неисправностям ЭСУД и бензиновой части. Так как уровень "прикручивальщиков" газобаллонного оборудования по стране пугающе низок, и в случаях неудовлетворительной работы двигателя они, как правило, умывают руки и отправляют к Диагностам.
Надеюсь, она поможет избежать печальных последствий при работе с автомобилем после горе-монтажников ГБО.
Хоть и работаем в относительно северной глуши, но есть очень много опыта и практики с различными установками ГБО со всей России. Нередко автовладельцы возвращаются с ГБО после отпусков, поскольку там немного дешевле. Да и в регионе зачастую руководствуются, к сожалению, только ценой при выборе исполнителя для установки ГБО.

Про настройки блока управления ГБО интернет завален и роликами, и статьями.
Но о грамотном подборе комплектующих ГБО, правильности монтажа электронной, подкапотной части,  и самой вроде бы, на первый взгляд, простой, но влияющей на безопасность эксплуатации - баллонной части - практически ничего нет.

Рассмотрим очень опасные "сюрпризы", которые может преподнести неквалифицированный монтаж ГБО (LPG - Liquified Petroleum Gas - сжиженный газ (пропан-бутан)), что далеко не редкость!

Основной элемент, прямо влияющий на безопасность эксплуатации ГБО - это мультиклапан, который стоит на горловине баллона.



Существуют три вида:
- Класс "В". Без аварийного клапана сброса давления (фото 2) Запрещён к эксплуатации в России более 6 лет! Но нередко встречается - из-за цены.
- Класс "А". С аварийным клапаном сброса. Разрешён в России. Встречается чаще всех.
- Класс "Евро". Тот же класс А, дополнительно стоит электроклапан. Обязателен для Европы и, возможно, в ближайшее время будет обязателен в России (фото 1).



Клапан сброса давления необходим: в случае пожара баллон не разрывает, а происходит сброс порций газа по мере нагрева, при достижении давления более 27 атм. Но некоторые "умники", чтобы понизить себестоимость, продолжают покупать и устанавливать класс В.


Поплавок и регулировка.



Для понимания - на какой объём увеличивается жидкая фаза пропан/бутана при разнице в температуре и как повышается давление - при 80% и 90% заправки. При полной заправке расширяться некуда вообще! (рис 4)



Некоторые индивидуумы идут ещё дальше - убирают и вторую защиту, поплавок (рис 3).
Зачастую, не имея в наличии нужного типоразмера мультиклапана под определённый размер и тип баллона, и не имея стенда для настройки и проверки мультиклапана, поставив много раз и не угадав с отсечкой заправки баллона на 80% (20% пустоты должно оставаться для расширения жидкой фазы при перепадах температуры!), и наслушавшись от клиента "а почему мало влазит???", не находят ничего умнее, как откусить или привязать поплавок в нижнем положении. Это, естественно, приводит к полной заправке баллона, что категорически ЗАПРЕЩЕНО и опасно!

В случае, если ещё и мультиклапан класса В (без аварийного клапана сброса давления), то когда автомобиль с полным баллоном:
- оставили на солнце (баллон внутри авто, под действием эффекта парника)
- заправили на морозе (-20-30) и загнали в тёплый бокс (+20)
Неминуемо произойдёт разрыв баллона, утечка и, при случайной искре - взрыв большого количества газа!

Встречаются ещё более "талантливые": поставив мультиклапан класса А, но привязав поплавок, они с удивлением обнаруживают, что при полной заправке и перепаде температуры происходит сброс газа. И… не находят ничего умнее, как затянуть клапан сброса давления до упора, что опять же, при стечении обстоятельств, приведёт к разрыву баллона.



Специалист с большой долей вероятности визуально может определить какой мультиклапан, А или В, но невозможно догадаться без демонтажа и осмотра мультиклапана, что кому-то взбрело в голову затянуть клапан сброса.

Стенд для проверки. Разработка и исполнение Дмитрия Студеникова.



Есть ещё поле, где проявиться "гениям" (да, их немало и при установках ГБО под капотом, но они менее опасны).
На мультиклапане есть ещё и клапан скорости потока (скоростник). При аварии, в случае обрыва магистрали высокого давления от баллона к редуктору (которая устанавливается, как правило, под днищем), при потоке газа, превышающем рабочее происходит срабатывание клапана и запор потока. Конструктивно - пружина с шариком.
Когда чудо-мастера, не подумав, устанавливают мультиклапан с выходом 6 мм на мощный ДВС и при большом расходе на мощностных режимах клапан срабатывает, то они вместо замены мультиклапана на 8 мм (экономисты, блин), убирают клапан (ещё одну защиту). Естественно, в случае повреждения магистрали сработать будет нечему. Но их это не волнует, для них главное конкурентоспособная цена для привлечения клиента.

Очень много случаев, когда после первого осмотра, разъяснив клиенту все недочёты по монтажу, подбору и, главное, по грубым ошибкам монтажа, влияющих на безопасность, слышишь: "А меня даже не предупредили, про сколько заправлять, про перепады температур и прочее". Хотя он об этом и не должен думать, заправка до 80% при правильном монтаже происходит автоматически. Большинство просят о переделке и исправлении, но находятся и экстремалы/пофигисты, уезжающие со словами "ну как-то же я ездил 3 года".

Многие моменты коллегам-Диагностам, которые не работали с ГБО, незнакомы, поэтому опишу основные косвенные моменты, которые помогут избежать трагедии:

1. Выяснить у автовладельца общую вместимость баллона (сверить по табличке).
2. Выяснить, сколько обычно в него входит, когда и сколько заправил - то есть, насколько баллон заполнен. Если максимально полный объём - лучше не рисковать, особенно при существенной разнице температур на улице и в боксе.
3. Не особо верим тому, что сказал владелец. Сами знаете, некоторые путают следы, как дети-двоечники.
4. Визуально посмотрите на баллон и указатель уровня газа. Если заявлено, что в баллоне треть, половина или более, а уровень на 0, то поплавок явно зафиксирован (испорчен).
5. Если баллон выглядит раздутым или краска местами шелушится, это тоже один из признаков перезаправки и воздействия запредельного давления (фото 7.)



6. Через некоторое время после нахождения в тёплом боксе после мороза, по инею или конденсату на стенках баллона можно визуально определить, насколько баллон заполнен и можно ли оставлять его дальше в работе или на ночь в тёплом боксе (фото 8)



Читая курс "Диагностика, ремонт и обслуживание различных марок ГБО 4-го поколения на сжиженном нефтяном газе (пропан / LPG)" на VI конференции "Технологии авторемонта" от "Легион-Автодата", освещали и эти проблемы, и наивно полагали, что вопросы по "железу" быстренько проскочим и успеем про вроде бы сложное - диагностика, настройки... Зависли на вопросах по "железу".

Надеемся, что данная статья поможет коллегам лучше сориентироваться в возможных "сюрпризах" от прикручивальщиков ГБО и избежать возможных печальных последствий при работе.


Студеников Виталий Петрович
руководитель "GAZ86AVTO" +79224204444
Студеников Дмитрий Витальевич
ведущий специалист "GAZ86AVTO" +79527035555
ХМАО, Когалым - Покачи
© Легион-Автодата


наверх