IV Конференция (день первый)
24.08.2016
IV конференция
Технологии авторемонта.
Диагностика современных силовых агрегатов
24 августа 2016 года в Москве начала свою работу четвёртая конференция «Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов».Технологии авторемонта.
Диагностика современных силовых агрегатов
День первый.
Тема: Замена программного обеспечения ECU (перепрошивка) различных систем автомобиля
Рассматриваемые вопросы:
1. Что такое чип-тюнинг.
2. Цели и возможности при проведение репрограмминга, а именно: смена норм токсичности, увеличение мощности двигателя, устранение заводских ошибок в программе ЭБУ двигателя (ECU).
3. Способы и виды реализации процедуры чип-тюнинга: работа через диагностический разъем, работа с блоками методом внутрисхемного программирования.
4. Типы и виды оборудования для проведения чип-тюнинга: наиболее популярные бренды для разных типов программирования.
5. Наглядное проведение процедуры чип-тюнинга с использованием различных методов и оборудования на примере нескольких блоков управления, установленных на демо-стенде.
6. Методика работы с новыми ЭБУ фирмы BOSCH с высоким уровнем защиты от чип тюнинга (например, EDC17C59).
7. Методика работы с ЭБУ фирмы DENSO автомобилей TOYOTA (возможность работы с этими блоками появилась меньше года назад).
***
Начну, как всегда, без шаблонов. Не буду вам говорить насчёт того, что «чип-тюнинг…бла-бла-бла… это …» и прочее подобное - это в избытке есть в интернетах. Поговорим просто.
Когда я написал слова «четвёртая конференция» - остановился. С ума сойти, уже четвёртая конференция. Тут и «как время быстро пролетело», и осознание того, что «если людям это интересно, если они приезжают даже из-за Иркутска, например», то это означает, что организация и проведение подобных конференций – дело правильное.
Слова «из-за Иркутска» написал не просто так. Мне самому стало интересно понять: «Кто приезжает на такие конференции? Каков, так сказать, «средний портрет» участника?». И совершенно спонтанно подошёл к одному из участников. Знакомьтесь: Инышов Григорий Владимирович.
Итак, «средний портрет» автомобильного диагноста:
Возраст: как вы видите, не юный. Но это и хорошо – чем больше жизненный опыт, тем лучше организуется работа.
Когда начал заниматься авторемонтом: с середины 90-х годов.
Где работает: Свой автосервис, недалеко от Иркутска, всего 400 километров, город Тулун, автосервис «Автодок».
Как работает: О качестве работы может сказать такой факт: из Иркутска, за 400 километров, к нему отправляют автомобили, с которыми не могут справиться дилеры.
Это действительно «средний» портрет автомобильного диагноста.
И не говорю о том, что «средний автодиагност» имеет ещё такие черты, как:
- умение смотреть в перспективу
- неутомимость в поиске неисправности
- желание развиваться по специальности
Ну а каким боком для Инышева Григория Владимировиа здесь чип-тюнинг? Живёт себе и живёт, работает и работает, отсутствием клиентов не страдает – можно и так жить, работать и зарабатывать, да?
Можно. Некоторые так и делают – сначала создают себе авторитет, а потом живут и эксплуатируют заработанный авторитет.
Но это ненадолго. Не буду глаголить тут истину насчёт того, что «надо постоянно развиваться».
Истина и есть Истина – и умный человек следует ей. Но если развиваться по-серьёзному, то в книгах многого не начитать. Этого мало. А вот послушать того, кто уже «на чип-тюнинге собаку съел», поговорить с коллегами, завести новые знакомстава «по теме», это где?
Это лучше делать на "IV конференции: Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов".
И можете сами убедиться, что первый день Конференции, посвящённый чип-тюнингу, был очень интересен автомобильным диагностам:
А лекцию читал многим знакомый Ниточкин Алексей Викторович:
Ну, а кто не знает ничего о Ниточкине А.В., коротко расскажу:
- практикующий автомобильный диагност с 1998 года
- обладатель сертификата «Эксперт по автомобильным системам BOSCH»
- победитель конкурса профессионального мастерства по разделам «Системы управления бензиновым впрыском» и «Автомобильная электротехника»
- практикующий специалист в области чип-тюнинга с 2007 года
- автор многочисленных статей посвящённых вопросам чип-тюнинга автомобилей: autodata.ru/article/chip_tyuning/
***
Одно дело «читать лекцию». И совершенно другое – «рассказывать и показывать». Именно так был построен рассказ Ниточкина. На фото ниже: подготовка наглядной демонстрации.
Повествование о чип-тюнинге было начато с устройства «COMBILOADER».
Это программатор на базе ПК, позволяющий работать через диагностический разъем автомобиля, и в режиме «Бут моде - «на столе». Устройство представляет собой модульную конструкцию, позволяя постоянно добавлять в него необходимые по мере необходимости модули.
Мы все знаем, что если только показывать картинки на большом экране …
Если только говорить и не привязывать сказанное к какой-то конкретике, то уяснить тему вопроса бывает трудновато. Поэтому всё сказанное Ниточкин привязывал к конкретным случаям ремонта и рассказывал некоторые особенности:
Ничего необычного не замечаете? Хорошо, тогда конкретизирую:
Отверстие увидели? И как вы думаете, для чего оно было сделано?
Для проведения чип-тюнинга, оказывается. И добрых два-три десятка минут Ниточкин рассказывал для чего делается такое отверстие, как оно делается (ого-го … там много особенностей …), как работать при помощи такого отверстия и как делать так, чтобы «не положить блок управления».
То есть, рассказывалась т.н «конкретика», о которой в Интернете не пишут (или пишут с искажениями).
А вы, кстати, знаете, что с 1 января 2016 года на тех-портале компании GM кое-что изменилось? Оказывается, до 1 января там была кнопка «сбросить в нейтраль», а с 1 января её уже нет. Что это такое вообще и для чего? А знать надо и это, если занимаешься чип-тюнингом. Об этом тоже рассказывал Ниточкин А.В., приводил конкретные примеры, делился наработанным опытом.
Что ещё и о чём было рассказано:
K TAG
Программатор, работающий на базе ПК, используемый для работы с ЭБУ на «столе» в режимах Boot pin, JTAG, BDM. Представляет собой модульное ПО, позволяющее пользователю приобретать те модули, которые ему необходимы для работы.
Существует два типа: Слейв (slave) и Мастер (master).
Слейв сохраняет считанный дамп в закриптованом виде, и для его раскриптовки необходимо обращаться к Мастеру, к которому будет привязан данный Слейв.
Конечно же немного неудобно, но при условии, что цена Слейв версии практически в два раза меньше, чем Мастер и, если Вы сами не собираетесь заниматься калибровкой ПО ЭБУ, то это Ваш вариант.
Ниже на фото: «Наиболее простой и распространенный способ подключения блоков с процессором TriCore. В данном случае блок EDC17»
KESS V2
Программатор, работающий на базе ПК, предназначенный для работы с ЭБУ непосредственно на автомобиле через разъем ОБД2 (OBD2), так же имеет отдельный модуль ПО для работы с ЭБУ в режиме Boot mode.
Как и Ktag существует в двух версиях, Слейв и Мастер.
Новый тип блоков от Bosch с процессором TriCore с высокой степенью защиты.
Особенности подключения для работы с ними, на примере блока АМ Opel Astra J 1.3L
Тут мы видим новые дополнительные точки подключения для вычитывания пароля процессора для дальнейшей работы с блоком.
TOYOTA
Долгое время эти машины (за исключением малолитражек с блоками BOSCH ), были недоступны для чип-тюнинга, и лишь около года назад Российские программисты нашли возможность для работы с блоками DENSO от Toyota .
С момента появления этой возможности увидело свет много разнообразных программаторов и флешеров, но мы рассмотрим приборы основателей этого метода, которые до сих пор являются наилучшими в работе с этими авто.
Совместный проект Autokey и PCMflash — универсальный программатор для работы с ЭБУ Denso и и Fujitsu Ten на базе процессоров NEC, устанавливаемые на автомобили TOYOTA, LEXUS и SCION с бензиновыми и дизельными двигателями через JTAG интерфейс и поддерживается запись через OBD-II по CAN-шине. Обеспечивает почти полное покрытие всего модельного ряда начиная с примерно 2003-2004 года выпуска. Поддерживается чтение, запись, стирание, верификация внутренней flash памяти микроконтроллеров при подключении к соответствующему разъёму на плате блока.
PCMflash
Второй девайс для работы с Toyota, предназначен для работы через разъем OBD2, так же поддерживает множество других марок и моделей автомобилей.
Для его работы так же будет необходимо любое устройство J2534 , например Openрort 2.0 от Tactrix или KTS530-570 от Bosch переведенный в режим j2534.
Интерфейс программы прост и понятен даже для начинающего. Получение идентов софта из ЭБУ происходит как и везде нажатием одной кнопки.
В случае работы с Toyota, при наличии заводского обновления будут сразу показаны и текущие иденты, и иденты софта заводского обновления, и при наличии их у чиптюнера, можно их сразу записать, что и показано ниже:
Особенность данного программатора в том, что он не дает возможности считать сам файл прошивки из ЭБУ и рассчитан на использование совместно с базой прошивок, или на работу со сторонним калибровщиком, у которого данная база есть.
Исключение составляют новые ЭБУ от Toyota, поддерживающие так же и чтение через ОБД2.
***
Лекция реально увлекательная. Не зря же было столько вопросов к Алексею Викторовичу во время перерыва:
Я не зря в самом начале своего рассказа намекал на то, что внутри каждого диагноста есть «стержень», который не позволяет человеку постоянно лежать на диване.
Во время перерыва познакомился с участником конференции Бежановым Андреем Леонидовичем, вот он на фото:
А вот его девайс, который Андрей Леонидович сделал собственными руками:
Это «малогабаритный автомобильный генератор дыма». Подобных устройств много и на рынке, и самостоятельно изготовленных. Но я обратил внимание на аккуратность и тщательность исполнения – могу сказать, что эти параметры даже выше, чем у «китайских-заводских». Между прочим, если есть желание приобрести подобный, то можете позвонить Андрею Леонидовичу: 8 – 906 – 463 – 11 – 50.
***
Первый день IV конференции «Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов» закончился. Что сказать в заключении?
Чтобы ничего не выдумывать, скажу словами автомобильного диагноста который «из-за Иркутска», Инышева Григория Владимировича: «Нужное дело такие конференции. Полезное дело».
Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата