Как стать чип-тюнером

15.11.2013

Как стать чип-тюнером

Много нового появилось. 5-8 лет назад об этом даже не говорили и не спорили. Тогда были другие времена. Поиски мануалов, информации, разборка (распил) узлов и деталей чтобы понять, «как оно вертится» и прочее. Сейчас это вызывает улыбку у некоторых. Конечно, информации накопилось много, доступ к ней не так затруднен и при желании можно получить нужный результат.

Но только вот желания оказывается разные.

Недавно ко мне зашел один человек, который тоже занимается вопросами автомобильного ремонта. Или имеет близкое отношение к ремонту автомобилей. Он редкий гость. Когда-то нам пришлось соприкоснуться по рабочему вопросу, инициатором этого выступил его директор. После этого остались просто отношения двух знакомых людей. Он искал микросхему в блок управления. Прошли на мое рабочее место. В боксе стоял автомобиль, а на столе блок управления с него. Внимание знакомого привлекла черная коробочка без надписей с проводами, подключенная к блоку и ноутбуку, она его явно заинтересовала. Я нашел нужную микросхему, отдал ее вместе с платой: «Возьмешь, что нужно, остальное привезешь». Но уходить сразу как-то не принято, и он решил продолжить разговор : «Чипуешь, тоже?». «Нет просто, смотрю возможности девайса».

- А я себе программатор купил… последний. Самый новый,- (Это он похвастался. А как иначе, все мы грешны).

- Как называется?

Не смог вспомнить с трех попыток. Ну, бывает, вылетает из головы, вспоминаешь только потом уже когда не нужно.

- Ладно, вспомню сейчас… Но не это главное. Главное: я теперь могу делать ВСЕ.

Вот так. «ВСЕ», и никак не меньше. Плохого в том, что человек растет как профессионал ничего нет. А главное, если быстро растет. Просто вспомнил как месяцев восемь или чуть больше назад, директор СТО приехал ко мне вместе с ним. Отличались они внешним видом. Именно видом, а не одеждой.

Диагност имел вид слегка… не испуганного, а просто вздрогнувшего, с «непонятно-удивленно–настороженным выражением лица» человека. Обычно это бывает при попытке поднять что-то тяжелое… когда случается конфуз. Осознание придет позже.

Внешний вид директора был иной. Человек был спокоен, потому что точно знал: есть два варианта исхода события, положительный и отрицательный. В глазах были грусть и сожаление. Потому что он прекрасно понимал, что при отрицательном варианте ему уже не суждено будет увидеть, как этого «кулибина» вывернут мехом вовнутрь. А очень хотелось бы. Поддавшись уговорам, он сам купил эти проклятые «шалогушки», которые позволяли что-то там перепрограммировать, менять пробег, убирать ошибки по подушкам безопасности и прочая, прочая, прочая.

Жертвой пала BMW 745, которая приехала просто поменять втулки переднего стабилизатора. Не повезло машине, попала в самый пик освоения новой техники. Но это было тогда. А сейчас человек уже уверенно рассуждал о «новом направлении в диагностике».

Подумал, а имеет ли вообще чип-тюнинг и вся эта возня с программаторами к диагностике неисправностей? Если нет, то на кой ляд я в эти вопросы вникаю?

Ответ на поверхности:

1- иногда приходится к этому прибегать в процессе устранения неисправностей; 2.- программатор сейчас не имеет только ленивый. А уж как делают… и все по-разному. И такие машины попадают ко мне. Значит должен быть готов.

Почему некоторых диагностов «заносит» сторону чип-тюнинга? А потому, что не пыльно, не грязно, потому, что быстро и деньги… И еще некоторые считают, что это один из вариантов «быстрого ремонта».

***

MAZDA 3 – 2008г подъехала вне записи. Владелец уже приезжал. Вспомнил даже с чем приезжал. Тогда он уехал, имея свои сокровенные мысли насчет машины. А что же сейчас его привело назад? А все просто: машину продавать собрался, а не получается. И не получается потому, что СЕ горит и двигатель работает неустойчиво. Подключаю сканер, ошибок две: одна по датчику детонации, вторая по цепи подогрева заднего датчика. Вот так! А была картинка другая. Просматриваю параметры, интересуюсь: «Что с машиной делали?». Врать бесполезно, помню что было, а сейчас вижу то, что есть. Прошел месяц, от силы. Дальше выслушиваю рассказ о том, как человек поехал в другое место и ему сделали диагностику и приговорили катализатор. И даже удалили его. На основании чего они приняли такое решение, для меня осталось загадкой. Но клиент согласился. Согласился потому, что я тогда озвучил ему цену ремонта около 4 т.р., а ребята обещали все сделать за 1,5 т.р. Цена на этом этапе может сыграть определяющую роль. Но потом ведь получается результат… А результат оказался неожиданным: «к тому что было, добавился еще код неисправности». Ну и что?

Теперь решили действовать согласно правил отечественного маркетина: «клиента привлекли, удержали, деньги получили…накосячили - пора от него избавляться!».

А избавляться тоже нужно уметь. И человека отправили на «прошивку мозга». Ибо она все поправит. Все неисправности снивелирует, выгладит, к тому же задний датчик программно отключат. Что было и сделано. Правда, специалиста найти удалось не сразу. Он один такой в городе, не все согласились делать, почему-то требовали сначала неисправности устранить(со слов клиента). Думаю, клиент не прав, где-то от 3 до 5 точно есть, таких «спецов». А главное, что по всем признакам, количество их должно увеличиваться. Такая «прошивка» обошлась клиенту в 7 т.р. Молодец! Ошибки в маске затереть за такие деньги. И надо же досада, про то, что у датчика есть цепь подогрева - забыли. А она то как раз и накрылась некстати. За такие деньги мог бы и все вытереть ошибки. А «программно удаленный датчик» система как видела, так и видит. Вот собственно это я и поведал клиенту. А на его вопрос, сколько будет стоить привести все в порядок, озвучил сумму, которая его не обрадовала.

Время настало интересное… Пошелестел по ушам, на мозги человеку воздействовал «вескими аргументами», нажал несколько кнопочек на приборе космического вида – всё! Деньги в кассу, пожалуйста! Ну а если что не получилось? А вот тут главное как преподнести. Упаковка имеет значение.

Тоже тюнинг… и устранение неисправности

Королла, старенькая, такая как у Владимира Петровича (админ форума Легиона). Трудяга, а не машина. А главное, все терпит до последнего. Такие машины сейчас отметают на этапе телефонного звонка. Но мы берем. Кстати, возраст машины на стоимость если и влияет, то не в меньшую сторону, это точно. Тут вопрос в другом, те, кто сейчас подвизался на поприще «Диагностики» избегают их…. Потому что не знают. Потому что кнопок нет, на которые нажать можно и уверенно по ушам пошелестеть.

Выслушал владельца, поднял капот…. И ох…ох.. ох, как удивился.


На фото 1 то, что предстало перед глазами сразу. На фото 2 я уже вынул фильтр (2) чтобы было видно, что он тоже подключен «никуда». Теперь пояснения: в клапанной крышке есть клапан вентиляции. Шланг соединяющий его со впускным коллектором разрезан. И в него включены два топливных фильтра от Жигулей.

Выходы фильтров никуда не подключены. Да и клапана самого нет, а только корпус от него. Спросите, в чем смысл, данной доработки? А это не доработка- это ремонт. Причем за деньги. Согласитесь, красиво сделано. А главное, машина стала ездить, а до этого глохла, стоило только педаль отпустить. И заводилась плохо, опять же педаль приходилось держать. Ну, пока тепло – ладно. А зима придет, нога затечет и отмерзнет, пока машину прогреешь. А кроме того клиент начал осознавать, что его надули. Лучше конечно поздно, чем никогда. Выявление причины неисправности заняло не более 2 мин. Устранение около 30мин.

- Пробуйте заводить. Вдруг заведется,- (мы тоже с юмором люди).

Машинка завелась, скакнув оборотами почти до 2000, потом опустила до холостых по мере прогрева мотора. Клиент проверил качество работы: на заведенном двигателе вынул клапан вентиляции и заткнул отверстие пальцем. Но машина не заглохла.

Улыбнуло, но говорить ничего не стал.

Дело в том, что до устранения неисправности, если на фильтре 1 закрыть отверстие - мотор глох. Ход мысли ремонтников мне разгадать не удалось. Но каким-то чудным образом они определили, что если сделать подсос воздуха на впускном коллекторе, мотор заводился, хоть и плохо, но заводился и не глох. Поэтому «идея» с фильтрами понятна: «подсос сделали не напрямую, а через фильтр, чтобы пыль и грязь не попадала внутрь мотора». Второй фильтр, со стороны крышки, не позволял забрызгивать маслом двигатель при его работе. Интересно, придумать такое и не сообразить, что неисправность находится в 30 см, от разрезанного шланга на впускном коллекторе. Что это? Как это назвать?

А промах в том автосервисе допустили крайне серьезный: не дали инструкцию по замене фильтров.

Гибрид диагноста и чип-тюнера

Такой гибрид уже появился, и думаю, что не без посторонней помощи. Такое само по себе не появляется.

Город и область, где я живу, исключения не представляет. Точно так же увеличивается количество автомобилей. Растет количество различных салонов с официальными представителями, вторичный рынок по продаже авто просто перегружен предложениями. СТО как грибы после дождя… И главное все укомплектованы специалистами.

Спрос-то на услуги растет, а значит, и место хлебное. Значит, надо идти в эту сферу. Механиком ? Нет. Слишком много грязи… да там ещё и работать надо!

Молодых специалистов, для вновь открывающихся СТО по всей стране штампуют колледжи с автомобильным уклоном. Стажеры у нас были и ни один. Поэтому, что они учат, чему их учат знаю не понаслышке. И перечень тем для дипломов читал, и отчеты о практике, и задания. Хотели подобрать себе толкового парня. Не получилось. Вот такие мы привередливые. Последний стажер был в этом году, решили больше не брать. Парень неплохой, но … Спросил у сыновей, может оставим этого, пока не испортился окончательно, оба категорически сказали «нет». Как же так, человек учился, диплом «старшего механика» получил…

Устроился он на станцию Пежо. Взяли с испытательным сроком. «Срок он не отбыл» до конца, сбежал. Что –то там сломал… имел разговор со старшим механиком. Ушел сам. Не знаю, кому больше повезло, станции Пежо или ему. Недавно приезжал, работает сейчас «менеджером», запчасти торгует. Оклад 16 т.р, остальное процент с продажи. Я посочувствовал ему, ведь сидя у компьютера на рабочем месте продажи-то тяжело двигать. А он рассмеялся и сказал: - «Да легко, я в месяц набираю… а больше мне пока и не надо». И рассказал как. Оказывается, очень просто:

- Приходит человек, ему нужна деталь, машина внизу на подъемнике висит, остановка только из-за этой железяки ( а механики подсказывают, где деталь можно быстро найти).

Вопросов нет. Комп всегда готов к работе, наличие деталей на складе выдает за несколько секунд.

Ах, какая незадача! Стоимость детали 1000 р. и 1200р, (и клиент эти цены знает), но они вот только что закончились, поставка очередных через 10 дней. В наличии осталась одна, но она от другого поставщика и стоит 3200 р.

Брать будете? Машина на подъемнике, работы на час.

Сервис официальный, склад при сервисе… заказ и продажа запчастей … И все это при официальном дилере. И все вроде бы в одном месте…. Но юридически это разные совсем структуры.

А потом совсем удивил, оказывается, там же работает и его однокашник, который год назад спрашивал, где у контрольной лампочки плюс, а где минус. Так он вообще в «шоколаде» … начал электриком, сейчас диагност.

И вспомнился Пежо 607, который положил меня на лопатки. Объездил этот Пежо на эвакуаторе почти все станции. Я причину нашел, но сделать машину не смог. Только сейчас понимаю, что не Пежо меня положил, а гибрид с программатором. И тогда я не был к этому готов.

Обезьяну можно научить бросать гранату. Но только бросать .

Доступность оборудования, «интуитивно понятный» интерфейс, наличие в интернете прошивок, типовые движения и плюс к ним фото с различными платами куда нужно подключиться - вот это и есть обучение только броску гранаты. А еще подогревает ситуацию и стимулирует к действию легенда о «Волшебной таблетке» - чип- тюнинге. Вот только инструкцию к этой таблетке мало кто читает. А действительно зачем? Мы же не полные идиоты, иномарки, как никак починяем.

« Я очень серьёзно отношусь к их пустяковым жалобам

Цитата взята с форума Легиона. Разговор в теме идет о ремонте, диагностике, упоминается и чип- тюнинг, отношение к работе и людям. Простое предложение, простые слова, а смысл скрыт за ними большой. О себе так сказать не могу, бывает по-разному. Но человека выслушиваю всегда. И слушаю внимательно. Для владельца авто нет пустяков, особенно то, что связано с его машиной. Можно пошутить, поерничать, но если взялся делать, к работе относиться нужно серьезно.

Прежде чем осваивать что-то новое, нужно для начала освоить «базу». Причем хорошо освоить, чтобы понимать что делаешь, что нужно, что не нужно; что можно, а чего нельзя. Поэтому для начала о «земном», а потом уже и помечтаем.

На форуме можно найти множество тем, где «машина не едет». Нет динамики, или вообще в разгоне никакая. Ошибок нет. К текущим параметрам придраться трудно. Заменено уже все, что можно заменить, промыто и почищено тоже все. Результат нулевой. Есть подсказки, на мой взгляд, толковые. Но они либо отвергаются или оспариваются, либо проверка проводится поверхностно или просто отписываются, что сделали. А на самом деле… Причина такой неисправности, в большинстве случаев кроется в топливной системе автомобиля. В устройство этой системы мало кто вникает, считая, что там ничего особенного нет. Течи нет, фильтр поменял, насос давит, форсунки помыл. Все, стрельбу окончил. Что там еще может быть?

А ведь это система, и имеет она в своем составе не только то, что перечислено. И иногда маленькая деталь, может сыграть очень злую шутку. Предложение есть: «прошить», подкинуть лошадей машине. Глупое предложение. Вредное предложение, потому что безграмотное. Неисправность нужно устранять, а не маскировать ее. Несколько примеров:

Ниссан Экстрейл, 30 кузов. Написанное выше его касается. Вот так он и попал к нам, без ошибок, с нормальными параметрами, но ехать категорически отказывался.


На фото деталь топливной системы автомобиля, из-за неправильной работы которой автомобиль не мог реализовать возможности, заложенные в него производителем. Это запорный клапан. Принцип действия такой же, как и у любого запорного клапана. С плохой работой такого клапана сталкивался в быту каждый. Подобный стоит в сливном бачке унитаза. Так вот, такой клапан, если начинает подтекать дома, то там жена заставит причину устранить. И о «тюнинге», о покупке нового бачка с арматурой или всего «девайса» в сборе, вопрос можно даже не пытаться ставить. С топливной же системой автомобиля дело обстоит иначе - рулит диагност. Хотя многие ни разу не держали эту деталь в руках, не знают где она стоит и зачем она нужна. Проверку топливной системы в части топливоподачи, проводят просто: подключают манометр, включают зажигание (или крутят стартер) и смотрят показания.

Вопрос:- « 3 кг…. Нормально Кынстынтин?» Ответ: -«Отлично, Дмытрий».

И дальше себя уже не утруждают проверкой. Раз тут «нормально» и даже «отлично» - значит, мыть форсунки.

Такая проверка топливоподачи ничего не дает. А систему впрыска тоже надо сначала проверить, и иметь веские аргументы на то, чтобы мыть. А если ее просто так, на «а вдруг», возьмется мыть «Кынстынтин», то и там может возникнуть неисправность.

Ниссан начал проверять подключив сканер. Прокатился на нем. На ровных участках в разгон на 4 передаче практически не шел, в горку сразу сбрасывал скорость и переходил на пониженную передачу. Подключил манометр. Кстати, давление до 4 скакнуло при прокрутке стартером, а потом упало и остановилось на 3 кг. А через минуту оно уже было 1,5. Вынул фильтр с насосом, разобрал все, осмотрел и проверил редукционный клапан, уплотнители, почистил запорный клапан, поставил его на место, собрал.

Прошивка не потребовалась. Машина поехала как надо. Как вы думаете, те, кто работал с машиной до этого, «грешат» чип-тюнингом? Если и нет, то мечтают в ближайшее время заняться, это точно.

Ниссан Скайлайн, мотор VQ25DD. Тоже горемыка, мыкался по мастерским в надежде найти причину.

И опять топливная. И снова топливоподача. И снова незнание. Халатность вряд ли, слишком многие его смотрели. Несколько диагностов отметили «непонятные скачки давления в топливной рейке». Вот так. Иными словами, можно предположить, что скачки давления в рейке должны быть «понятными», в противном случае «что-то неисправно». (Святая наивность. Мне почему-то думалось, что в рейке ничего «скакать» не должно. Перепады небольшие будут на разных режимах, но система должна выравнивать и поддерживать).

Машине мыли топливный бак, заменили насос, фильтр, поменяли ТНВД … даже цепь поменяли. Ну что еще осталось поменять? Разве что пробку бензобака. Просто никаких шансов не оставили. В рассказе владельца обратил внимание на некоторую странность: после замены фильтра, а позже и после замены насоса, а позже и после промывки бака машина некоторое время ехала нормально.

- «Некоторое время», это сколько?

- Я выезжал на трассу, по городу ехал - рывков и провалов не было, (пробки, замедленное движение), но на трассе, при разгоне, машина вдруг резко начинала тупить, сбрасывала обороты, дергалась. Если плавно нажимать педаль, обороты поднимались максимум до 3000.

Жаждущие чип-тюнинга, посмотрите на фото внимательно.

Если взять иноземный мануал и прочесть порядок замены топливного фильтра, то даже с корявым переводчиком станет понятно, как нужно делать. Но только кто это читал… думаю не многие. И правда, чего там читать? Что там такого можно написать, чего я не знаю? Вот поэтому резиновые уплотнители не меняются, как рекомендовано, а ставятся старые, некоторые даже осмотром себя не утруждают. А уж о том чтобы его смазать, как рекомендовано, перед установкой… да вставим и без смазки! А уж если приходится старый уплотнитель из фильтра вынимать - для этого есть отвертка, или проволока …

Вот они « непонятные скачки давления». Все вроде бы понятно

1 нажал педаль давление выросло до 11 ,75 МПа;

2 - свалилось до 1 МПа;

3 - чуть педаль отпустил -подросло;

4 – педаль удерживаешь, давление никакое;

5 - педаль отпустил, резко нажал и резко бросил, опять нажал;

6 - педаль нажата «в полик»;

7 - педаль отпустил. Давление на выходе ТНВД меняется от 0,8 до 11, 95 МПа. Понятно , что ТНВД при таком раскладе не при чем.

И опять Ниссан, и опять Экстрейл и в кузове Т30. И тоже после скитаний по мастерским.

И все, что связать можно с ошибкой Р1110 поменяно, и даже больше, поменяно то, что и менять не нужно было. Здесь нужно отметить, что ошибка достаточно коварная. Она может появляться с ошибкой по датчику вала, но тогда ситуация другая будет. Проверяю с учетом той методики, которая твердо прописалась в мозгу многих диагностов

Смотрим пресловутую синхру… а вдруг, чем черт не шутит. Увиденное, ни удивило, собственно другого и ожидать нечего было.

Претензии к муфте, клапану, цепи, натяжителю к меткам есть? У меня есть. То, что впускной вал и коленвал согласованы - это еще не говорит о согласованности механизма, и код ошибки имеем. И второго вала на осциллограмме я не вижу. Значит, будем смотреть вручную. Указанный механизм выставляю в исходное положение и снимаю клапанную крышку. И вижу, что я не ошибся, неисправность перед глазами...

Дело осталось за малым: выяснить, что же заставило так вал встать. Цепь менялась до меня… метки можно даже не смотреть. Потому что в основном проверка ГРМ сводится к проверке меток. Если бы там была «собачка зарыта» - давно бы нашли. Но не увидели. Почему? Боковая крышка на лобовине не снята - это самое начало проверки и поиска. Я и дальше ее снимать не буду. Оно мне надо? А вот со стороны, где уже начал разбирать… сниму еще кое-что. И попробую осмотреть вал с внутренней стороны, может, увижу чего...

Продолжение в части 2


Маркин А.В.
© Легион-Автодата


Маркин Александр Васильевич
(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Тел.: +7 (4722) 30-07-09.
Союз автомобильных диагностов
Обсуждение статьи здесь Еще статьи по чип-тюнингу
наверх