Karman Vortex Street in MAF-sensor
15.06.2002
Именно такими словами и было названо открытие ученого КАРМАНА, если читать в оригинале. Это потом уже все перефразировали : «эффект Кармана»,«цепочка Кармана» и тому подобное. Но нас все это интересует немного в другом, приближенном к нашей работе аспекте: где и каким образом используется в автомобилестроении этот эффект? На автомобилях Mitsubishi, где определение количества воздуха происходит при помощи MAF-sensor. Именно в нем, в этом сенсоре и применяется KARMAN VORTEX STREET.
Если вы достаточно часто занимаетесь ремонтом автомобилей, то вспомните внешний вид этого сенсора.На входе его стоит метализированная сеточка с сотами определенной конфигурации. Это и есть ламинаторная сетка, которая «помогает» потоку воздуха «ламинироваться», то есть, создать такой поток воздуха, при котором его слои не смешиваются, а находятся в паралельном движении. Такой поток называется LAMINAR FLOW и самое главное в нем то, что там не происходит турбулизации – смешивания и хаотичного движения частиц воздуха. Далее этот ламинарный поток воздуха попадает на генератор вихрей. Это остроносое, определенной формы устройство располагается сразу же за ламинарной сеточкой и служит именно для генерирования вихрей Кармана. Но тут все зависит от скорости воздушного потока.Потому что,например, при скорости потока = N, вихри Кармана не будут образовываться, а вот при скорости N+1,- образование вихрей уже начнет происходить. То есть, говоря просто, явление KARMAN VORTEX STREET – это создание и отрыв воздушного вихря от преграды при определенной скорости воздушного потока. Частота создания и отрыва вихрей строго пропорциональна скорости воздушного потока. Наглядно посмотреть «вихри Кармана» в воздушной и водной среде можно ниже :
,- ну и так далее… А вот турбулентный поток:
Видите различия?И что получается: если, как мы знаем, частота отрыва вихрей Кармана от генератора вихрей строго пропорционально скорости воздушного потока, то их можно измерить. Что и осуществляется в MAF-sensor при помощи ультразвукового генератора и приемника этих сигналов.Правда, «товарищи японцы» немного добавили своего, применили еще и «успокоители вихрей», чья конструкция была четко определена на Большом компьютере.Все это можно увидеть практически на любом MAF-sensor, и не только фирмы Mitsubishi, а, например, на Suzuki. Но там устройство немного видоизмененное, правда, суть остается прежней – KARMAN VORTEX STREET. Наглядно посмотреть можно еще и график, который отражает (приблизительно) работу такого сенсора:
© Легион-Автодата