Mitsubishi L-300, 4G-64, 1992. После переборки двигателя, высокая частота холостого хода, при движении на ХХ – глохнет Или основы диагностики на практическом примере. Часть 1
10.09.2022
Mitsubishi L-300, 4G-64, 1992. Причем один из первых.
Знакомимся. Ну, что пенсионер, как пенсионер. Явно подкрашивался владельцем, не совсем в цвет, но вполне приемлемо. Салон, мотор, для его возраста даже очень неплохо.
Более 20 лет служит своему хозяину. Но всему когда-то приходит …. Время. Все было неплохо, но вот расход масла стал очень большим. Да и подновить бы все, может где-то почистить, промыть и прочее. Вот с такими мыслями человек и обратился к ремонтникам. Как выглядела ситуация, представить не сложно: - машина работает. Да, старая, но работает и ездит. Повышенный расход масла - причина понятна. Как правило на таких авто она перед глазами (сальники, прокладки, там уже давно перестали быть резиновыми). Кольца, вкладыши, сальники клапанов, тоже понятно. Любой механик, посмотрев на эту машину, сразу понимает, что снять поставить двигатель на этом авто - проблем никаких. Некоторое неудобство в размещении мотора, но это пустяк. Разобрать и собрать такой мотор - никаких особых усилий. Электрик, он же диагност, увидев подкапотный жгут, который не может составить конкуренцию даже хвостику поросенка, так же приходит в расслабленное состояние. И машина берется в работу. Поменять поршневую, клапана притереть, промыть прочистить, поменять все резинки и прочее - пустяк. Нет, что касается чека за работу, то здесь все по - взрослому и серьезно. Мотор сняли, разобрали все, что было заявлено, поменяли. И владельцу поступил звонок:- все, приезжайте, забирайте вашу машину. Нормально все. Но подчерку только до этого момента. Человек приехал, машина стоит, ждет. Рассчитался, получил ключи (как-то странно выглядит порядок возврата машины клиенту). Завел, ласточку…Завелась сразу, но испугал звук мотора. Заглушил, пошел искать механика, который работал с машиной, узнать причину.
Я уточнил, что за звук он слышал. Почти цитата: - мотор жестко работал, и звук был как- будто какие-то черепки железные внутри мотора. Понятно. С механиком вышла незадача, буквально минуту назад с диагностом (второй соучастник), срочно уехали во вызову (где-то кто-то сломался за городом… продукты заканчиваются, вода тоже, несовершеннолетние дети в машине-люди попали в опасную для жизни ситуацию. Но попутно уточняется:- « а что вы хотели узнать?»). Хороший вопрос. Человек объяснил, и ту же получил ответ - там с мотором все нормально, просто стоит новая поршневая и пр. поэтому работать некоторое время мотор будет жестче, пока притрется… но там есть то, что мы не смогли сделать, нужно чтобы ЭЛЕКТРИК посмотрел, он сразу поймет, в чем дело и все сделает как надо. Человек понял смысл сказанного, когда поехал домой. Машина глохла, при остановке и на сбросе газа.
Обороты холостого хода 2000. Но приспособился, перед светофором выключал передачу и поддерживал обороты педалью, а левой ногой нажимал педаль тормоза. Электрика нашел с трудом, ведь ситуация уже была другая. Машина не работала как надо, а возраст авто естественно не вызывал желания с ним работать. Но взялся. Видимо ориентируясь на внешние признаки. Предположив стандартный вариант (РХХ, дроссель..). Но ничего правда не обещал. Когда отдавал машину, сказал примерно следующее:- обороты опустил до 1300, вроде бы не глохнет. Езди так. … больше с этой машиной не приезжай.
Я тоже человека выслушал, обещать ничего не стал. Тем более что он был без машины. Не видя объекта, что-то обещать или строить предположения…. Машина глохла, и ездить на ней по городу была мука. Но было сказано:- машину на СТО однозначно, а там будем уже решать. Теперь главное. Почему из всех авто что прошли за несколько дней выбрал именно эту? Что в ней такого примечательного? А поясню. Ранее, я писал что диагност приступая к работе должен понять с чем имеет дело (объект управления, система управления и их особенности и пр.) Так вот в этом случае брались за то, о чем имели очень… себя переоценили.
Ведь заманчиво не напрягаясь особо, получить нормальный чек (НО если оценивать пряник только по внешнему виду, а потом сходу вцепиться в него зубами, попытаться откусить кусочек побольше и побыстрее, то с большой вероятностью, можно стать клиентом стоматолога. Поскольку по внешнему виду, степень черствости пряника определить нельзя).
А как нужно оценивать? А спокойно и внимательно. Поехали: объект управления - ДВС SOHC. Простой, его могли спокойно ремонтировать сами владельцы. Отличия у этих моторов были (толкатели, рокеры, коромысла подпятники, гидрокомпенсаторы… это было или не было в зависимости от вариантов конструктивного исполнения. В нашем случае мотор такой как на скрине: РВ, оси коромысел, коромысла, гидрокомпенсаторы. Вал один. Клапана размещены V- образно (маленькая несущественная деталь, как может показаться). Поскольку я не рекламирую ДВС и не сравниваю его каким - то другим, сейчас важнее определится с наиболее слабыми местами в этом моторе. И они есть. На том же скрине. Вот все что вы видите это то, с чем наиболее часто возникали проблемы. Все это подвергалось реально износу и вносило разлад в работу механизма. Именно это и есть слабое место на моторах SOHC.
А теперь попробуем найти отличия от мотора скажем ММС этак 2015…18 г. (вот спросил…нет вполне серьезно). Думаю что для многих это не вопрос. А если вопрос задать иначе: - что общего? Причем не в деталях (перечисление отдельных деталей и пр. не пойдет). То, что принципиально существует и общее во всех ДВС независимо от года выпуска и конструктивных особенностей. То, что позволяет диагносту проверить и оценить работоспособность объекта управления. При этом, конечно же, конструктивные особенности учитываются. Но оценку работы любого ДВС целесообразно начинать именно с этого.
Вот здесь я перескочу на систему управления, потом вернусь, и уже буду показывать, отвечая на мною же поставленный вопрос.
Вот некоторые элементы. Не стал фотографировать датчик давления масла, датчик температуры, и датчик кислорода (однопроводной. Переключается между двумя состояниями - богатая/бедная). И ни о каких показаниях коррекций системе этого авто было неведомо. Есть и MAF, см фото.
Крышка фильтра. Разъем датчика MAF | Крышка воздушного фильтра и датчик MAF |
Вот даже датчик температуры воздуха на впуске (IAT). Электронная начинка вся тоже здесь. Доступ к ней простой, крышечка на винтиках. Я такой датчик вижу впервые. Но рассмотрев внимательно, понял, что это всего лишь один из вариантов конструкции. И скорее всего ее определило место его установки. И он ни чем не отличается от более привычного для взора датчика с системы управления таким же мотором, стоявшем авто Galant, и др. ММС года этак начиная с 1994-96 годов выпуска (это то, что я видел.) Проверять этот датчик осциллографом я не стал. Они проверялись значительно проще. Не описываю как, но скажу, если к вам приходит машина, хозяин которой сообщает вам, что при отключении датчика MAF мотор начинает работать ровно, правда машина не особо стремиться ехать и сильно дымит, это отголоски этой проверки. Интернет все помнит…где-то нашел. Но связать свои действия с реальностью не может.
Подводим итог:- с объектом управления определились- двигатель SOHC; с конструктивными особенностями то же; слабое место знаем; (хотя это результат практики. Официальная информация об этом вряд ли была).
Теперь управление:- да, это система управления. Управление идет более чем по двум основным параметрам: -топливо, воздух, зажигание + обратная связь; как реализовано управление зажиганием понятно из явно видимого : вынесенный силовой элемент, ВВ провода, катушка, датчик Холла в трамблере.; впрыск топлива индивидуальные форсунки. Впрыск, скорее всего по парный, не принципиально, поэтому не проверялся; Топливоподача, обычная для ММС, начинается с прокрутки стартера; Сброс излишков топлива – через редукционный клапан(установлен на рейке); воздух:- помимо дроссельной заслонки имеем РХХ(шаговый мотор, в полный рост);устройство прогревных оборотов. Так что дело имеем с системой, а не с модулем управления впрыском и зажиганием. С чего начинать проверку? Возвращаемся к поставленному вопросу. Что есть общего у этого мотора, независимо от года выпуска, с другими моторами? Причем ЭТО позволяет сразу выбрать исходную точку и начать проверку. Мало того не особо детализируя, мы получаем информацию работает мотор нормально или нет. Это система газообмена. В ДВС, который преобразует энергию из одного вида в другой, она будет независимо от года выпуска и типа мотора. При ее отсутствии мотор работать не будет. Вот мы и спросим с того кто рулит этим процессом (с клапанного механизма, и согласование его посмотрим). Сканер на этой машине бесполезен от слова совсем. Делаем:- снимаем осциллограмму с впуска.
Вот так. Конечно, смотреть ее нужно не так, здесь осциллограмма сжата, но детализация мне не нужна. Конкретно выявлять цилиндр или клапан, или гидрокомпенсатор задача не стоит. Поэтому просто поставил линии разверток свободных каналов сверху снизу, чтобы при сравнении нагляднее было. Машина глохнет, если обороты меньше 1100. Задача вернуть авто к исходному состоянию, как было (за искл. повышенного расхода масла). Электрик, который выставил обороты 1300, сделал это не от хорошей жизни. Потому что машина когда заводилась, ставила обороты 2400 и очень медленно в течении 5-7 мин. их опускала в район около 2000,а могла и не опустить. Но в движении, если нужно было отпустить педаль и выключить передачу…. Не успел поддержать – заглохнет. Поэтому электрик, добился только того, что машина не глохла когда заводилась и стояла на месте, но стоило поехать, или даже на месте нажать педаль акселератора и отпустить - глохла. Дальше уже работал не я, а мой сын. И он делал то, что надо и как надо. Поэтому просто пишу от черточки в следующей части статьи.
Маркин Александр Васильевич
© Легион-Автодата
(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Союз автомобильных диагностов