Mitsubishi Galant. ABS DTC 21-24
Нетипичная неисправность
25.08.2015
Расскажу о неисправности, которая "нетипичная", и которая ещё ни разу не попадалась ни мне, ни моим знакомым. И вообще, такие неисправности - это из категории "одна на миллион". Теперь подробнее.
Автомобиль Mitsubishi Galant выпуска начала 2000-х годов, "европеец", "леворукий", поступил на ремонт с крайне непонятной неисправностью.
Из разговора с клиентом выяснилось, что внешне неисправность проявляется странным образом: при движении по прямой траектории и при нажатии на педаль тормоза порезче - автомобиль вдруг становится неуправляемым, машина самостоятельно начинает смещаться в сторону и создаётся такое впечатление, что кто-то посторонний вмешивается в работу системы ABS и пытается машину то ли выровнять, то ли куда-то сместить, но автомобиль при этом двигается строго по прямой линии. Опасная ситуация! Как сказал клиент: "- После такого резкого нажатия на тормоз, мне приходится буквально "ловить" машину на дороге и выравнивать её!"
Да, непонятно, и для начала подключаю сканер и смотрю имеющиеся в памяти ошибки. Что есть: код неисправности 21 в системе ABS.
Для информации, DTC 21, 22, 23 или 24, это коды неисправности датчиков частоты вращения колеса (переднего правого, переднего левого, заднего правого и заднего левого соответственно) и их цепей.
Когда появляются эти коды неисправностей:
а) Когда обрыв цепи не может быть обнаружен, однако сигналы от одного или нескольких датчиков отсутствуют при движении со скоростью 8 км/ч.
б) Когда при движении со скоростью 8 км/ч или с большей скоростью обнаруживается поломка или заедание зубьев ротора датчика частоты вращения колеса.
Кроме того, возможной причиной может быть либо короткое замыкание или слишком большой зазор между полюсным наконечником датчика и зубьями ротора датчика. Возможными причинами может быть:
- Неисправность датчика частоты вращения колеса.
- Неисправность ротора датчика.
- Неисправность подшипника ступицы колеса.
- Короткое замыкание в проводке.
Из повторного разговора с клиентом выясняется, что некоторое время назад он по каким-то причинам менял ШРУС в сборе. После замены ШРУСа, клиент выехал из автосервиса, и через какое-то время у него сначала редко, а потом всё чаще и чаще стали происходить вот эти странности при торможении. Причём, вот что примечательно: если тормозить плавно, то "рыскания не происходило. А стоило только нажать на педаль тормоза посильнее - вот тут и начинались эти странности: "создаётся такое впечатление, что кто-то посторонний вмешивается в работу системы ABS и пытается машину то ли выровнять, то ли куда-то сместить, но автомобиль при этом двигается строго по прямой линии".
Клиент поехал обратно к тем слесарям, которые меняли ему ШРУС. Попросил всё внимательно осмотреть: - Может, сам ШРУС бракованный какой-то?
Они посмотрели и отрицательно покачали головой: - Нет, с нашей стороны всё нормально. ШРУС в полном порядке, сидит крепко и надёжно, ищите неисправность в чём-то другом!
Вот так этот автомобиль оказался в нашем автосервисе…
Подключаю сканер. Считал. Записал ошибки, удалил ошибки и заново всё проверил. Теперь ошибок нет, система ABS говорит, что всё у неё замечательно, нет ни ошибок, ни обрывов цепи.
Провожу тестовую поездку. При "мягком" нажатии на педаль тормоза всё нормально, при "резком" нажатии загорается значок неисправности. Коды неисправностей те же самые.
Так, теперь автомобиль надо на подъемник. Поднимать, крутить колёса, фиксировать происходящее. Делаю это и вижу, что скорость всех колёс одинаковая. Начинаю тормозить. Всё штатно, сканер не отмечает никаких видимых причин неисправности.
Что меня смутило и заставило потратить некоторое время на "тупиковое предположение": на переднем правом колесе, при повторном осмотре, обнаружил, что провод от датчика был в изоленте. Значит, его уже трогали, осматривали и что-то с ним делали. По опыту знаю, что часто подобные вмешательства создают хорошую почву для возникновения какой-либо неисправности.
В памяти свежо воспоминание о подобном случае:
" … только в этот момент автомобиль никуда не едет и колеса у него не крутятся. А сигналы ABS есть. И откуда? У кого есть интернет, можете посмотреть видеоролик , это как раз по теме нашего разговора.
На ролике видно, а словами могу сказать: в момент появления сигналов на мониторе колёса не вращались, мы просто поворачивали руль влево-вправо. Догадались? Всё правильно, на фото 2 причина неисправности:
Виден датчик ABS и провод от него. Провод перемотан черной изолентой. Значит, когда-то его ремонтировали. Вот он самый настоящий "человеческий фактор": некорректно отремонтировали. Хотя, по правде говоря, такие ремонты можно делать только под подпись клиента, мол, мы сделаем, но под вашу ответственность, система ABS относится к системе безопасности всего автомобиля, и если что случится - "мы вас предупреждали",- ("Человеческий фактор и автомобильная проводка, часть 3")
И на этом автомобиле тоже пытаюсь понять неисправность: после осмотра замотанного изолентой провода, кручу колесами из стороны в сторону, однако ничего не происходит. Потом тереблю провод. Тоже ничего. Значит, никаких замыканий внутри жгута нет, никаких посторонних импульсов не возникает и внимание надо переключать на что-то другое.
Вообще-то, надо почаще вспомимнать когда-то прочитанные статьи на интернет-портале компании Легион-Автодата, где, например, говорится: "… когда практически весь ремонт сводится к возвращению на шаг назад во времени и осмыслению сделанных когда-то и кем-то (или самим тобой) действий, которые и привели к отрицательному результату в работе двигателя и Системы Управления Двигателем ( СУД )". Написано ещё в 2002 году, но актуально до сих пор.
Что имеем на данный момент: сканером проверено и ничего не обнаружено. Может, надо чем-то усилить своё восприятие? Для этого есть осциллограф. Подключаю и просто вращаю колесо, наблюдая за монитором. Импульсы идут. Но потом вдруг появляется некая "галка":
Что-то с задающим диском? Или помеха? Несколько раз прокрутил таким образом колесо и понял, что если "галка" повторяется, то теперь надо визуально осматривать задающий диск. Осматриваю. И удивляюсь: "Подобного видеть никогда не приходилось!":
Увидели посторонний предмет между зубьями?
Вот он, виновник неисправности:
Просто круглый заржавленный шарик. Выковырял с трудом. Сидел между зубьями надёжно. Это из какого-то подшипника. Но как он попал туда и как застрял между задающими зубьями?
По логике получалось только единственное объяснение: "ШРУС на разборке бросили в кучу запчастей, там же валялись какие-то подшипники, целые и сломанные, и этот ШРУС так "удачно" упал, что валяющийся шарик вклинился между зубьями - и остался". И никто этого не заметил. Мог ли шарик залететь с дороги и остаться между зубьями? Скорее всего, нет. В таком случае он бы там всё размолотил, и неисправность была бы совсем другого рода.
Случай уникальный. Берите в свою копилку.
Видео о проделанной работе:
Автомобиль Mitsubishi Galant выпуска начала 2000-х годов, "европеец", "леворукий", поступил на ремонт с крайне непонятной неисправностью.
Из разговора с клиентом выяснилось, что внешне неисправность проявляется странным образом: при движении по прямой траектории и при нажатии на педаль тормоза порезче - автомобиль вдруг становится неуправляемым, машина самостоятельно начинает смещаться в сторону и создаётся такое впечатление, что кто-то посторонний вмешивается в работу системы ABS и пытается машину то ли выровнять, то ли куда-то сместить, но автомобиль при этом двигается строго по прямой линии. Опасная ситуация! Как сказал клиент: "- После такого резкого нажатия на тормоз, мне приходится буквально "ловить" машину на дороге и выравнивать её!"
Да, непонятно, и для начала подключаю сканер и смотрю имеющиеся в памяти ошибки. Что есть: код неисправности 21 в системе ABS.
Для информации, DTC 21, 22, 23 или 24, это коды неисправности датчиков частоты вращения колеса (переднего правого, переднего левого, заднего правого и заднего левого соответственно) и их цепей.
Когда появляются эти коды неисправностей:
а) Когда обрыв цепи не может быть обнаружен, однако сигналы от одного или нескольких датчиков отсутствуют при движении со скоростью 8 км/ч.
б) Когда при движении со скоростью 8 км/ч или с большей скоростью обнаруживается поломка или заедание зубьев ротора датчика частоты вращения колеса.
Кроме того, возможной причиной может быть либо короткое замыкание или слишком большой зазор между полюсным наконечником датчика и зубьями ротора датчика. Возможными причинами может быть:
- Неисправность датчика частоты вращения колеса.
- Неисправность ротора датчика.
- Неисправность подшипника ступицы колеса.
- Короткое замыкание в проводке.
Из повторного разговора с клиентом выясняется, что некоторое время назад он по каким-то причинам менял ШРУС в сборе. После замены ШРУСа, клиент выехал из автосервиса, и через какое-то время у него сначала редко, а потом всё чаще и чаще стали происходить вот эти странности при торможении. Причём, вот что примечательно: если тормозить плавно, то "рыскания не происходило. А стоило только нажать на педаль тормоза посильнее - вот тут и начинались эти странности: "создаётся такое впечатление, что кто-то посторонний вмешивается в работу системы ABS и пытается машину то ли выровнять, то ли куда-то сместить, но автомобиль при этом двигается строго по прямой линии".
Клиент поехал обратно к тем слесарям, которые меняли ему ШРУС. Попросил всё внимательно осмотреть: - Может, сам ШРУС бракованный какой-то?
Они посмотрели и отрицательно покачали головой: - Нет, с нашей стороны всё нормально. ШРУС в полном порядке, сидит крепко и надёжно, ищите неисправность в чём-то другом!
Вот так этот автомобиль оказался в нашем автосервисе…
Подключаю сканер. Считал. Записал ошибки, удалил ошибки и заново всё проверил. Теперь ошибок нет, система ABS говорит, что всё у неё замечательно, нет ни ошибок, ни обрывов цепи.
Провожу тестовую поездку. При "мягком" нажатии на педаль тормоза всё нормально, при "резком" нажатии загорается значок неисправности. Коды неисправностей те же самые.
Так, теперь автомобиль надо на подъемник. Поднимать, крутить колёса, фиксировать происходящее. Делаю это и вижу, что скорость всех колёс одинаковая. Начинаю тормозить. Всё штатно, сканер не отмечает никаких видимых причин неисправности.
Что меня смутило и заставило потратить некоторое время на "тупиковое предположение": на переднем правом колесе, при повторном осмотре, обнаружил, что провод от датчика был в изоленте. Значит, его уже трогали, осматривали и что-то с ним делали. По опыту знаю, что часто подобные вмешательства создают хорошую почву для возникновения какой-либо неисправности.
В памяти свежо воспоминание о подобном случае:
" … только в этот момент автомобиль никуда не едет и колеса у него не крутятся. А сигналы ABS есть. И откуда? У кого есть интернет, можете посмотреть видеоролик , это как раз по теме нашего разговора.
На ролике видно, а словами могу сказать: в момент появления сигналов на мониторе колёса не вращались, мы просто поворачивали руль влево-вправо. Догадались? Всё правильно, на фото 2 причина неисправности:
Виден датчик ABS и провод от него. Провод перемотан черной изолентой. Значит, когда-то его ремонтировали. Вот он самый настоящий "человеческий фактор": некорректно отремонтировали. Хотя, по правде говоря, такие ремонты можно делать только под подпись клиента, мол, мы сделаем, но под вашу ответственность, система ABS относится к системе безопасности всего автомобиля, и если что случится - "мы вас предупреждали",- ("Человеческий фактор и автомобильная проводка, часть 3")
И на этом автомобиле тоже пытаюсь понять неисправность: после осмотра замотанного изолентой провода, кручу колесами из стороны в сторону, однако ничего не происходит. Потом тереблю провод. Тоже ничего. Значит, никаких замыканий внутри жгута нет, никаких посторонних импульсов не возникает и внимание надо переключать на что-то другое.
Вообще-то, надо почаще вспомимнать когда-то прочитанные статьи на интернет-портале компании Легион-Автодата, где, например, говорится: "… когда практически весь ремонт сводится к возвращению на шаг назад во времени и осмыслению сделанных когда-то и кем-то (или самим тобой) действий, которые и привели к отрицательному результату в работе двигателя и Системы Управления Двигателем ( СУД )". Написано ещё в 2002 году, но актуально до сих пор.
Что имеем на данный момент: сканером проверено и ничего не обнаружено. Может, надо чем-то усилить своё восприятие? Для этого есть осциллограф. Подключаю и просто вращаю колесо, наблюдая за монитором. Импульсы идут. Но потом вдруг появляется некая "галка":
Что-то с задающим диском? Или помеха? Несколько раз прокрутил таким образом колесо и понял, что если "галка" повторяется, то теперь надо визуально осматривать задающий диск. Осматриваю. И удивляюсь: "Подобного видеть никогда не приходилось!":
Увидели посторонний предмет между зубьями?
Вот он, виновник неисправности:
Просто круглый заржавленный шарик. Выковырял с трудом. Сидел между зубьями надёжно. Это из какого-то подшипника. Но как он попал туда и как застрял между задающими зубьями?
По логике получалось только единственное объяснение: "ШРУС на разборке бросили в кучу запчастей, там же валялись какие-то подшипники, целые и сломанные, и этот ШРУС так "удачно" упал, что валяющийся шарик вклинился между зубьями - и остался". И никто этого не заметил. Мог ли шарик залететь с дороги и остаться между зубьями? Скорее всего, нет. В таком случае он бы там всё размолотил, и неисправность была бы совсем другого рода.
Случай уникальный. Берите в свою копилку.
Видео о проделанной работе:
Кудрявцев Михаил Евгеньевич
(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
http://mmctuning.ru/
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата
(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
http://mmctuning.ru/
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата
Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):