OBD2, сканер...мысли вслух и вразброс

25.06.2002

…захотелось вот еще раз помуссировать ( помусолить) эту тему насчет сканеров, насчет такого вопроса:
« Наличие сканера – необходимость или блажь?».
И мусолить эту тему лучше всего на конкретных примерах, что бы разобраться и понять, что бы прийти к какому-то определенному выводу, правильно?
Несомненно, оппонентов у меня будет предостаточно.
Но думаю, что против фактов никто  «не попрет» ?
Toyota Crown с двигателем 1 G – FE выпуска  самого начала 90-х годов.
Неисправность «слушается» таким образом :
« При нажатии на педаль газа двигатель обороты набирает вяло и всего до двух-трех тысяч, а потом – бу-у-у…». Дальше не идет. Неисправность образовалась постепенно…».
Естественно, пытаться «брать» сканером такой автомобиль – занятие  утомительное и не приводящее к положительным результатам!
Это уже понялОсь из определенной практики работы. Потому что «пожилые авто» сканер не приемлют. Нет у них в бортовом компьютере «ничего лишнего», в лучшем случае можно «прочитать» только коды неисправностей.
И все.
А «узнать» такие авто достаточно просто : у них 12-pin диагностический разъем.
Значит, неисправность придется «искать ручками».
То есть, как говорится, «на слух и на нюх».
И здесь уже на первый план выступает образованность и Опыт мастера-диагноста. Его знания. Его умение «слушать» двигатель и виртуально представлять : « как оно там внутри крутится?».
Система зажигания?
Отбрасывается…
Система питания?
Проверим…отбрасывается…
А что еще может быть на такой простой машинке?
Правильно, подойдем к выхлопной трубе и «послушаем» там.
Ну вот, все становится более-менее ясным – катализатор?
Да, почти полностью забитый катализатор.
Ну некуда деваться выхлопным газам и они просто-напросто «задавливают все в обратку». И никакой двигатель тут работать нормально не будет.
Вывод : сканер тут не поможет.
Мотортестер? Может быть.
Но лучше всего – Голова и Опыт.
  Естественно, что на многих автомобилях выпуска ( в основном), до 1996 года
( когда еще для производителей автомобилей  не было обязательным введение системы OBD-2), многие автомобили можно отдиагностировать при помощи «обыкновенной скрепки канцелярской». Перемыкаем определенные контакты и – вперед!  
(...однако здесь надо отметить, что "товарищи японцы" не  такие уж обязательные и немного наплевали на такую вот "обязательность" по установке OBD2. Да, на автомобили, которые поставлялись в Европу, Штаты и другие страны - OBD2 ставилось, а вот на автомобили для своего, "внутреннего" рынка - не всегда. Потому и можно увидеть даже на "крутом" авто выпуска 97 года, например, отсутствие данного разъема).
Однако… как вы сами прекрасно понимаете, в этом случае возможно определить только область неисправности.
Впрочем, при считывании ошибок сканером возможна точно такая же ситуация.
Потому что часто, достаточно часто  ECU «по барабану» - или это неисправность какого-то датчика ( сенсора) или есть «обрыв или замыкание цепи». И в редких случаях, если это только запрограммировано на заводе-изготовителе, то ECU«скажет» о «высоких» или «низких» показаниях того или иного датчика\сенсора, например ( Toyota-Supra, 1994 years ):
25 ............... Lean Signal Sent By O2 Sensor For Several Seconds
26 ............... Rich Signal Sent By O2 Sensor For Several Seconds
         А вот  здесь будет весьма  «пользительна» имеющаяся функция сканера под названием « Data Stream», которую можно назвать как 
« считывание данных в реальном режиме времени».
О Сканере SY-280 и его возможностях написано на «просторах этого сайта» уже немало, поэтому предоставим слово Дмитрию Смурову из Владивостока, который скажет несколько слов о сканере DNC-Pro  производства государства Корея:
«Этот прибор позволяет проводить диагностику таких автомобилей, как Тойоты, Ниссаны, Мазды, ММС, Хонды. В поседней версии прибора появилась возможность диагностики Субару. Сразу хочется отметить, что в последней версии прибора возникли какие-то проблемы. Я созванивался с поставщиком,и оказалось, что практически по всем приборам, проблема заключается в том, что пользователи не могут нормально им работать. Во Владивостоке появился прибор новой версии. Поставщик направил ко мне тех пользователей. Разницы в использовании своего прибора и нового я не увидел. Или это связано с тем, что люди не хотят разбираться с прибором, эксперементировать с ним или с чем-то другим - я не знаю. В новой версии изменился немного интерфейс. Также, некоторые модели, например Тойот, он не воспринимает полностью. Прибор не берет диагностику старых машин с маленьким диагносическим разьемом (кажется 12 контактный). С 17 контактным диагносическим разъемом работает слабо. С него есть возможность диагностики и просмотра параметров только для двигателя, системы SRS. На других разъемах возможности шире. По ММС - работа идет по специальным картам. Поэтому при диагностике некоторых моделей есть возможность просмотра только параметров без кодов. Хонды, Ниссаны - воспринимает очень хорошо.
Пока не получилось у меня зацепить дизельные машины. Первые попытки оказались неудачными. После этого как-то больше не получалось. Хотя поставщик коворит, что должен прибор их воспринимать. Остается ?????.
Удобной возможностью этого прибора есть встроенный 4-х канальный осциллограф. Есть режим использования - мультиметр. В этом режиме есть возможность измерения напряжения, частоты по двум каналам одновременно. При этом можно имитировать сигнал по наряжению  частоте. В некоторых случаях это приносило пользу.
Есть возможность проверки первичных и вторичных цепей зажигания. Полность с этими возможностями я не разобрался. Пока не вижу, как по осциллограммам первичных и вторичных цепей зажигания можно увидеть, с чем связана неисправность в системе зажигания. Быстрее получается делать ремонт систем зажигания без использования прибора. Хотя при неисправностях в индивидуальных системах зажигания, при неисправностях катушек зажигания, прибором по первичной цепи зажигания видно все хорошо.
Вот основное все, что наскоком могу рассказать про этот прибор.
Еще можно добавить про недостатки сервиса.
Мне обещали, что обновление програмного обеспечения можно провести легко и просто через интернет. В результате - это сделать не получается. Во-первых, я до сих пор не могу найти разъем для выхода с прибора на компьютер. Там используется переходник RS-232. Он поставляется отдельно опцией. Последний раз, когда я созванивался с поставщиком, он сказал, что сейчас пошла новая модификация и обновление должно производиться как на апппъаратном уровне, т.е. заменой платы, так и программно. Итог этого обновления составляет 600-800 у.е. Для обновления прибор надо отправлять в Москву. Хотя стоимость обновленного прибора , в сравнении со старым практически не изменилась. Стоимость составляет, примерно, 3500 у.е.»
  Если уж мы начали говорить о таком понятии, как OBD, то первоначально надо выяснить и уяснить, «что это такое и с чем его едят».
OBD – On Board Diagnostic. То есть – «бортовая диагностика».
Если написано OBD-2, то переводится все это приблизительно таким образом : « система бортовой диагностики Второго Поколения».
Ошибочно будет думать , что  данная система самодиагностики  была изначально придумана и введена только лишь для того, что бы «облегчить» самодиагностику автомобилей.
Отчасти – да, но в основном все начиналось все с тех же «зеленых» ( помните рассказы про катализатор, который все-таки пришлось ставить на автомобили, несмотря на его высокую стоимость – это то же по требованию «зеленых»).
Так вот, система OBD-2 призвана осуществлять контроль работы бензиновых двигателей  согласно  экологическим нормам ( сейчас это протокол EURO-3). Надо добавить, что и на некоторых дизельных двигателях тоже начал осуществляться такой же контроль ( двигатели серии Di-Diesel,QD32, Nissan ).
И в случае, если СУД ( система управления двигателем) будет по каким-то причинам разрегулирована ( вышел из строя или «из параметров» датчик\сенсор), то водитель будет тут же информирован об этом вспыхнувшей на панели приборов лампочки CHECK, говорящей о возникшей неисправности ,-   
scaner1.jpg
 
Список определяемых неисправностей до введения системы OBD-2 был не слишком большим. Все зависело от вложенной суммы в разработку той или иной модели в той или иной фирме-производителе. Как обычно, «впереди планеты всей» стояла фирма Toyota,  потому что количество определяемых неисправностей на машинах этой фирмы было всегда большим и впечатляющим. А мелкие же фирмы, например, Suzuki, ограничивались только определением основных ошибок в работе СУД : датчики числа оборотов, MAF-sensor, датчик кислорода ( обязательно!) и пара – тройка других датчиков\сенсоров ( это  если образно!).
  С введением же системы OBD-2 практически во всем нашем мире все автомобили стали намного «умнее», потому что все стало унифицировано.
Разъем самодиагностики стал одинаковым на ВСЕХ автомобилях:
 
 
scaner2.jpg
 
,- и обычно располагается снизу  около рулевой колонки.
Кстати, на Nissan ( выпуска после 1996 года ), разъем самодиагностики скрыт «заподлицо» в фальшпанели и, что бы его найти, надо просто «отколупнуть» защелку.
На Toyota подобный разъем располагается справа-снизу около рулевой колонки и закрыт БЕЛЫМ или ЧЕРНЫМ пластмассовым  чехольчиком.
На Isuzu этот разъем придется поискать, потому что практически всегда он спрятан между проводами в центральной консоли.
Кстати! Если вы увидели, что разъем «типа» OBD-2 цвета – БЕЛОГО,  то в сканере сразу надо переходить на строчку «M-OBD». Потому что это не протокол OBD-2, а другой, надо полагать, что – «чисто заводской». Вот в этом и «плюс» сканера линейки SY – он «берет» ( немного пока ), но «берет» и заводские протоколы.
Например, нигде в Инете я не мог найти такие протоколы, как ISO 1442, ISO 144, ISO 124 и так далее. Потому и предположилось, что это и есть так называемые «заводские» протоколы «общения» бортового компьютера и сканера.
Коды неисправностей расширили свой диапазон, и теперь уже  могут «говорить» не только про «обрыв или замыкание цепи», а и о том, что (например), тот или иной датчик\ сенсор имеют неноминально высокий или низкий уровень сигнала, или,  что состав  топливо-воздушной смеси близок к критическому.
Потому что, говоря просто : OBD-2 – это  программа ограничения эмиссии, это общемировые нормы, принятые исключительно для того, что бы сделать выброс вредных веществ в атмосферу наиболее безвредными.
Конечно, с введением программы OBD-2 на «просторах России», где экслуатируются автомобили с таким унифицированным раъемом, определять неисправности стало намного труднее. Ну загорелась лампочка «CHECK» на панели приборов, а вот как «вычитать» неисправность «обычным» способом не имея на то сканера, который поддерживает протоколы OBD-2 ?
На «слух и на нюх»?
Оставьте, это уже прошлый Век…( хотя в редких случаях – и получается!).
Значит, что?
Да, что бы хоть как-то выйти из положения, что бы «прочитать» неисправность – надо иметь или простую  «читалку кодов» типа такой , как описана на сайте у ВЛАДИМИРА ЛЕЩЕНКО ( www.alflash.narod.ru,- кстати, кокгда будете смотреть его описания – обратите внимание, насколько тщательно и внимательно Человек разрабатывал свою Идею! ), или приобретать « Creader-OBD-2»:
 
scaner3.gif                      scaner4.jpg
 
 
,- который служит «чисто» для считывания кодов программы OBD-2, а расшифровку ( для надежности), можно брать в Интернете на сайтах.
 
Короткое описание приборов :
Работа:

  Если на панели приборов зажглась надпись CHECK ENGINE, ABS, A/T, SRS - вставьте прибор Creader в 16-контактный диагностический разъем OBD II на автомобиле;
Считайте коды неисправностей и просмотрите их описания в инструкции пользователя.

Функции:

  Считывание кодов неисправностей: после того, как вы подсоедините прибор Creader к 16-контактному диагностическому разъему автомобиля, на экране отобразятся коды неисправностей из 4 цифр. Запишите коды неисправностей и просмотрите их описания в инструкции пользователя. После считывания кодов неисправностей по двигателю прибор автоматически считает коды неисправностей по АКПП (AT(H2)), АБС (ABS(H3)) и подушкам безопасности (Air Bag(H4));

Удаление кодов неисправностей:

  Если прибор не был отсоединен, коды неисправностей будут показаны 4 раза, а затем автоматически удалены. Если после 3 показа прибор был отсоединен, коды неисправностей сохранятся.

Спецификации:

Размеры: 65 мм х 45 мм х 20 мм
Интерфейс: 16-контактный разъем OBD II
Дисплей: цифровой (4 цифры)
Питание: от диагностического разъема автомобиля.
 
Эта информация была взята с адреса:
All rights reserved.
Copyright © 2003 Motronic Service
Design: TaRget WeB Design Studio. Designet by: Desyatov Maxim
 
  Основное направление системы OBD – постоянный и тщательный контроль за состоянием СУД ( системы управления двигателем), особенно тех ее компонентов, которые управляют эмиссией ( читай: «делают работу двигателя наиболее безвредной»). И естественно, все завязано в один Большой Узелок, где :
-        как обычно определяется неисправность, только, естественно, уже с бОльшей точностью
-        неисправность сохраняется в Памяти, что бы ее можно было «прочитать»
 
…и вот тот же, уже застрявший в зубах вопрос: « как читать?», « чем читать?».
 
Это и есть ответ  Baster на нашем ФОРУМЕ. Эта  небольшая статья  и есть ответ.
Люди дорогие!
Ну просто время сейчас пришло такое, что без «устройства»( сканер, "читалка", "наладонник"), которое может «вычитать» код неисправности   системы OBD-2 – не обойтись?
Кто будет спорить?
 
…эта небольшая статья – «мысли вслух, мысли вразброс». Просто и для самого себя хочется уяснить и выяснить насущность и необходимость Хорошего Оборудования для проведения диагностики автомобилей.
Однако «просто» сканер – это малость, это минимум что требуется для проведения диагностики. Нужно иметь и еще дополнительное оборудование.
О нем расскажу чуть позже.
Пять утра, пора и поспать немного…
наверх