Lexus RX400H. Поиск неисправности инвертора

30.01.2021

Ремонт гибридных автомобилей вызывает очень много вопросов, один из них – ремонт и замена неисправного силового модуля инвертора.

На рассматриваемом автомобиле Lexus RX400H двигатель заглох во время перемещения через искусственную неровность на дороге. Проведение первичной диагностики автомобиля выявило код неисправности P0AA6-526, информирующий о снижении сопротивления изоляции между высоковольтной цепью и кузовом, но не говорящий о какой-либо неисправности инвертора. При возникновении данного кода неисправности происходит блокировка запуска двигателя. Опираясь на показания диагностики, многие начинают искать потери высокого напряжения на корпус автомобиля, не догадываясь, что причиной этого является повреждение в силовом модуле инвертора. В этом случае может возникать, не один, а несколько кодов неисправностей, причем один из них U0110 - 159, 160, 656, 657, указывающий на ошибку шины CAN.

При диагностике данного автомобиля обнаружен код U0110-657, информирующий о ошибке шины CAN при приеме сигнала (нет сигнала) - передаче данных от инвертора (блока управления MG) к блоку управления гибридной установкой.

При диагностике данного автомобиля обнаружен код U0110-657

Многие диагносты начинают устранять данную неисправность, проверять шину CAN, но результатов это не дает, автомобиль не заводится. Устранять эту ошибку не требуется, она исчезнет сама после замены неисправного модуля в инвертере. Чтобы добраться до истины, при помощи сканера стираем появившиеся коды неисправностей из памяти блоков управления, проводим диагностику заново и находим код P0A08-264.

Код P0A08-264 информирует о неисправности DC/DC преобразователя (в инверторе) - неисправности в цепи и месте ее возникновения: проводка и разъемы; система охлаждения инвертора, насос системы охлаждения инвертора, инвертор в сборе; гибридная трансмиссия в сборе; жгут проводов №3 рамы; электромотор MGR. Получается, что неисправность в инверторе, но не понятно, что конкретно и из-за чего повреждено. Источников возникновения неисправности инвертора может быть несколько: неисправность насоса системы охлаждения инвертора, засорение радиаторов систем охлаждения двигателя и кондиционирования, высохшая термопаста силового модуля, короткое замыкание в обмотках какого-либо электродвигателя (MG1, MG2, MGR) и т.д.

Чтобы точно определить место и причину неисправности необходимо разобрать инвертор.
Заменить поврежденный силовой модуль на новый, без определения источника неисправности, нельзя, т.к. причина может быть не в нём, а, например, в замыкании обмоток одного из электродвигателей (MG1, MG2, MGR).

Необходимо выполнить ряд проверок.

Во-первых, естественно, проводим осмотр радиаторов систем охлаждения двигателя и кондиционирования на отсутствие загрязнений, не забыв осмотреть пространство между ними. Если радиаторы чистые, выполняем проверки далее.

Во-вторых, проверяем насос системы охлаждения инвертора- он должен вибрировать при включенном зажигании. Проверить это не составит труда.

Если насос исправен, необходимо выполнить проверку обмоток электродвигателей (MG1, MG2, MGR) на отсутствие короткого замыкания на корпус автомобиля.

Если насос исправен, необходимо выполнить проверку обмоток электродвигателей (MG1, MG2, MGR) на отсутствие короткого замыкания на корпус автомобиля

Фото 3

Проверка обмоток осуществляется при помощи мегомметра, так как сопротивление должно быть более 40 мОм. В данном случае видим, что сопротивление изоляции больше 535 мОм, а на другой фазе больше 534 мОм. Необходимо выполнить проверку каждой фазы электродвигателей (MG1, MG2, MGR).

Необходимо выполнить проверку каждой фазы электродвигателей (MG1, MG2, MGR)

Фото 5

После проведения проверки обмотки каждого электродвигателя (MG1, MG2, MGR) на короткое замыкание на кузов автомобиля, необходимо проверить их замыкание между фазами.

Данная процедура проводится при помощи микромиллиомметра, который определяет малые значения сопротивления. Электродвигатели (MG1, MG2, MGR) имеют свое сопротивление между обмотками и измеренные показания для каждого электродвигателя видно на фотографиях. На каждом электродвигателе (MG1, MG2, MGR) необходимо измерьте сопротивление между выводами "U" - "V", "V" - "W" и "W" - "U".

На каждом электродвигателе (MG1, MG2, MGR) необходимо измерьте сопротивление между выводами "U" - "V", "V" - "W" и "W" - "U"

На проверяемом автомобиле показания сопротивления в норме

На проверяемом автомобиле показания сопротивления в норме.

После проведения всех вышеуказанные проверок, можно снять силовой модуль инвертора.

При снятии силового модуля с инвертора была сразу обнаружена причина неисправности: термопаста под силовым модулем почти вся высохла и превратилась в мел, который служит изолятором тепла, в результате чего возникает перегрев силового модуля.

Термопаста под силовым модулем почти вся высохла и превратилась в мел, который служит изолятором тепла, в результате чего возникает перегрев силового модуля

После снятия и разборки силового модуля обнаружены два перегоревших транзистора.

После снятия и разборки силового модуля обнаружены два перегоревших транзистора

Найти повреждение транзисторов без разборки силового модуля невозможно, т.к. в сборе он выглядит так:

Найти повреждение транзисторов без разборки силового модуля невозможно, т.к. в сборе он выглядит так

Проверка силового модуля без его вскрытия весьма трудна.
После установки нового силового модуля , включаем зажигание и, не увидев никаких ошибок, запускаем двигатель. Автомобиль легко заводится. Повезло, что неисправный силовой модуль не успел вывести из строя блок управления (что бывает не редко).

Гордеев Сергей Николаевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме - FERMER)
Свердловская обл., Белоярский р-н
с.Кочневское, ул.Садовая, д.33.
+7 (902) 444-23-35
hybridservis.ru

наверх