Toyota Highlander Hybrid. Сгоревший инвертор
30.04.2018
Вот этот белоснежный красавец:
Его владелец (назовем его Руслан) привез в наш Гибрид-сервис своего красавца прямиком из Лексус-центра Екатеринбурга. Официалы, заменив по сервисной кампании силовой модуль инвертора, завести автомобиль так и не смогли, поставив диагноз, что требуются замена мотор-генераторов и высоковольтной батареи (правда денег за такой "ремонт и диагностику" не взяли).
А предыстория попадания этого автомобиля к официалам такая:
В июне 2017 года при движении по трассе на большой скорости в жаркий день автомобиль у Руслана внезапно заглох. Думаю, что многие продвинутые владельцы гибридов, которые читают наш форум, сразу смогли бы и без сканера определить причину поломки – сгорел силовой модуль в инверторе.
Но Руслан, к сожалению, оказался не таким технически грамотным владельцем, и загрузив свой автомобиль на эвакуатор, привез его к своему другу - директору крупнейшего в городе автосервиса (почему мы не называем город и автосервис – поймете в конце рассказа).
Директор вызвал "самого грамотного в городе диагноста", который прямо при Руслане поставил диагноз - заклинила коробка передач. При этом "диагност" даже не удосужился подключить к автомобилю сканер, а провел диагностику "на глазок" и "на слух": если при попытке запуска автомобиля в коробке происходит глухой удар и автомобиль не запускается - значит сгорел мотор-генератор!
Автомобиль отправили с участка диагностики в слесарку, где "самый лучший в городе специалист по коробкам" взялся за ее ремонт. Когда "специалист" снял и разобрал коробку "до болтика", то понял, что в коробке все в самом лучшем виде и ни каких неисправностей там нет.
Тогда Руслану было предложено провести капитальный ремонт ДВС! Владелец сервиса (друг Руслана) убедил его, что при пробеге в 150 т.км. его ДВС обязательно нуждается в капитальном ремонте: замене колец, вкладышей и т.д. И раз ДВС уже снят, то платить за снятие/установку ДВС при ремонте платить не надо, и Руслан на этом сможет хорошо сэкономить. Раз друг советует, значит надо делать… Не совсем понимая зачем, но Руслан соглашается на капитальный ремонт ДВС…
Через месяц ДВС "отремонтирован", но автомобиль как не запускался, так и не запускается… При попытке запуска в коробке слышится глухой удар и все…
Тогда в ход пошла тяжелая артиллерия - наконец подключили сканер, который выдал "целый букет" ошибок по инвертору. Почитав интернет, мастеровые поняли, что проблема в сгоревшем силовом модуле. Там же в интернете, они нашли и мой телефон и посоветовали Руслану купить у нас силовой модуль.
В тот же день я и получил первый звонок от Руслана. Услышав цену на силовой модуль, Руслан сказал, что в продаже на Авито есть модули на 40% дешевле, чем у нас. Я предупредил его, что в интернете продается под видом исправных очень много неисправных модулей, и посоветовал покупать только у проверенных продавцов, а также рассказал ему, что он может заменить силовой модуль на своем автомобиле совершенно бесплатно у официалов по сервисной компании.
После этого на полтора месяца Руслан пропал. Как оказалось позже, он покупал по интернету силовые модули и ставил их на свой автомобиль. Но никаких результатов это не приносило - автомобиль не заводился…
Тогда в ноябре 2017 года Руслан привез свой автомобиль в официальный Лексус-центр-Екатеринбург. Чтобы отремонтировать его бесплатно.
Там ему по сервисной кампании заменили силовой модуль, но при попытке запуска он сгорел - мотор-генератор на секунду дернулся, раздался знакомый стук, и… Менять бесплатно на новый в сервисе отказались, так как сервисная кампания была проведена по всем правилам, прописанным в дилерской документации. Вынеся вердикт, что инвертор сгорает из-за замыкания в мотор-генераторе, ему предложили поставить новый мотор-генератор, а заодно и высоковольтную батарею, так как якобы ВВБ на автомобиле в очень плохом состоянии… Цена за такой ремонт намного превышала стоимость самого автомобиля.
Так этот Highlander и оказался в нашем сервисе. Принимаемся за ремонт.
Диагностика показала, что во всех системах автомобиля находится более 50 различных ошибок.
Начинаем отделять мух от котлет и выясняется, что основными являются ошибки по инвертору и по системе АБС. Все остальные ошибки являются следствиями.
Начинаем разбираться с инвертором. Снимаем силовой модуль и, к нашему большому удивлению, он оказывается полностью рабочим: ни пробитых силовых транзисторов, ни обрывов, ни замыканий в нем нет! Для, того чтобы точно убедиться в его работоспособности, ставим его на наш Лексус. Результат нашей диагностики подтверждается - силовой модуль целый!
Значит еще две ошибки долой. Остается по большому счету только одна - Р0А60 с 294 и 501 подкодами. Она обозначает, что идет перегрузка фазы V в инверторе. Причем перегрузка идет по первому мотор-генератору.
Понятно, что перегрузку может давать только подцепленный на инвертор стартерный мотор-генератор. Начинаем заниматься с ним. Проводим все процедуры проверки, которые описаны в ремонтном мануале.
К нашему большому удивлению, замыкания в мотор-генераторе нет! Все обмотки отлично прозваниваются и не коротят ни между собой, ни на корпус. Чудеса! Но автомобильная диагностика наука точная и чудес в ней не бывает…
Начинаем проводить процедуры проверки, которые мы разработали самостоятельно, в течении большого кол-ва ремонтов этих коробок.
И тут нас поджидает первый сюрприз. Когда мы начинаем подавать напряжение на обмотки мотор-генератора с инвертора в "ручном режиме", то видим, что резольвер показывает, что ротор находится в положении фазы U. Соответственно, для того, чтобы ротор мотор-генератора провернулся вперед, мы должны подать напряжение на следующую фазу - V. Мы это делаем - открываем второй транзистор, чтобы подать напряжение на обмотку V. Напряжение на обмотку поступает и ротор МГ1 сдвигается… (порядок работы обмоток: U,V,W.) Но сдвигается (крутится) он не вперед, а назад! Мы в шоке! Такого мы еще не видели! Почему ротор вращается в другую сторону?! Подаем напряжение на фазу W. И тут ротор вместо того, чтобы крутануться в какую-то из сторон просто остается на месте, а сила тока на его обмотке зашкаливает за 150 Ампер!
Значит причина неисправности блоком управления гибридной системы определяется правильно - идет большая перегрузка, когда ротор находится в положении фазы V.
Почему? Мозг начинает потихоньку плавиться… Все компоненты системы исправны, а система не работает - ротор не вращается из положения фазы V ни вперед, ни назад!
Остается одно предположение – вышел из строя резольвер мотор-генератора, который показывает фактическое положение ротора. Проводим полную диагностику резольвера. Результат: полностью исправен и показывает положение ротора АБСОЛЮТНО правильно. Все! Тупик! Ни каких даже малейших предположений больше нет. Принимаем решение снимать коробку передач.
Стоит добавить к этому, что пока искали проблему с перегрузкой фазы V, то попутно искали и проблему кучи ошибок в системе АБС. И результаты диагностики системы АБС были неутешительные: по нескольким проводам не приходит сигнал к блоку управления АБС от исполнительных устройств. А проводка АБС на Highlander расположена таким образом, что к некоторым жгутам проводки, по которым идут сигналы на блок АБС, без снятия ДВС не подобраться…
Начинаем процесс снятия коробки с автомобиля. Коробка на данном автомобиле снимается в сборе с двигателем. Сняв коробку с автомобиля проводим ее внешний осмотр. Сразу бросается в глаза, что жгуты проводов, соединяющие мотор-генераторы (папа-мама) отличаются между собой тем, что на МГ1 "мама" чистая, а "папа" грязный.
А на МГ2 все наоборот: ответная часть коробки вся в грязи, а разъем провода чистый!
Закрадывается мысль: а не перепутаны ли при разборке коробки "лучшим специалистом по коробкам" силовые провода!
Ответ нам дает даже без замера длины проводов (а они отличаются по длине на 5 см) разъем крепления, который висит на проводе МГ2, хотя он должен быть застегнут на корпус МГ1
Осматриваем внимательней сами разъемы и видим, что они действительно перепутаны: на фото красным цветом обведено родное местоположение болта крепления, а синим - местоположение после того, как был прикручен "неродной" разъем.
Т.е. специалисту, который разбирал-собирал коробку, абсолютно все равно какой провод на какое место при сборке поставить - разъемы ведь одинаковые… А провода то разные! На МГ2 разъем, который подключается к инвертору, развернут на 180 градусов относительно почти такого же разъема, который подключается к МГ1! И получается, что суперспециалист соединил фазу U инвертора управляющего МГ1 с фазой W коробки, т.е. мотор-генератора. Поэтому и мотор-генератор делает попытку крутануться, когда резольвер отследил, что ротор находится в положении U или W. Но крутится-то он в обратную сторону и только до положения фазы V. Дальше блок управления понять не может, какой транзистор открыть, ведь резольвер отследил, что ротор крутится в другую сторону… И происходит перегрузка инвертора на фазе V. В это время и слышится пресловутый "удар" из коробки.
Чтобы поставить провода на место, без съема коробки с автомобиля не обойтись. Но двигатель все равно бы пришлось снимать, чтобы починить еще и систему АБС! Хорошо, что эту проблему мы отследили еще до снятия ДВС. И вот она причина не работающей системы АБС:
А вот как это должно выглядеть на исправном автомобиле, где все собрано правильно:
По просьбе хозяина осматриваем и "откапиталенный" ДВС. Проводим пневмотест ДВС, и видим, что в первом цилиндре дыра в выпускной коллектор - воздух под давлением свободно выходит в коллектор… Прокручиваем несколько раз коленвал, но результат тот же - ДВС неисправен. Вот тебе и капиталка…
Снимаем клапанную крышку двигателя и видим, что стаканчик выпускного клапана утоплен вниз, хотя кулачок на него не давит, т.е. выпускной клапан в первом цилиндре постоянно открыт.
Почему? Как многие уже успели догадаться, шток клапана погнут. Каким образом? Об этом может рассказать только моторист, который "откапиталил" этот движок.
На фото зеленым цветом обведена масляная эмульсия, которая в большом кол-ве находилась в только что отремонтированном ДВС. Откуда она тут взялась?
Смотрим масло в картере ДВС: там тоже эмульсия.
Ответ получаем, как только начинаем разбирать ДВС - впускной коллектор просто не прикручен к ДВС! Несколько болтов просто наживлены и даже незакручены, а не то, что незатянуты. А конструкция коллектора тут такая, что антифриз в этом случае свободно попадает в масло.
Что произошло бы после того, как ДВС заработал, думаю объяснять никому не надо - на этой эмульсии он стуканул бы скорее всего в первый же день работы. Про кучу отсутствующих болтов говорить уже вообще не будем…
Весь процесс ремонта Руслан снимает на фото и видео. Отснятый материал тут же отсылает другу по Ватцапу. Через полчаса "друг" отзванивается: "Ремонтируйте, я все оплачу. Косяки действительно мои."
Хорошо все, когда все хорошо кончается. Друг Руслана действительно оплатил полную стоимость ремонта. И Руслан, которому пришлось "задержаться" у нас на пару дней, уехал домой довольным. По просьбе Руслана не "засвечиваем" сервис его друга.
Вывод: не всегда стоит ремонтировать автомобиль даже у своего друга, которому вы доверяете на все 100%, но который не имеет достаточной квалификации. Сложный ремонт лучше всё же доверить специализированному сервису.
Удачи на дорогах!
Гордеев Сергей Николаевич
© Легион-Автодата
(ник на форуме - FERMER)
Свердловская обл., Белоярский р-н
с.Кочневское, ул.Садовая, д.33.
+7 (902) 444-23-35
hybridservis.ru