TOYOTA - проведение самодиагностики
13.06.2006
- "…найти отдельно висящий двухконтактный разъем и перемкнуть его…" (Из инструкции для проведения самодиагностики автомобиля HONDA)
- Да, именно так и никак иначе: "найти отдельно висящий разъем и перемкнуть его”. Что это за разъем ? Какого он вида? Где “висит”?
- И еще множество вопросов возникнет у прочитавшего такую "инструкцию" и в конце концов он просто-напросто плюнет и поедет искать "спеца", который поможет ему сделать диагностику своего автомобиля. Именно эти строки и побудили меня немного порассуждать на данную тему…
- Естественно - на Истину в Последней Инстанции я не претендую.
- Да, довольно часто, и на печатных страницах, и в интернете можно прочитать подобные "руководства". Создается впечатление, что авторы имеют весьма отдаленное представление о том, что же все-таки это такое – "самодиагностика и как правильно ее проводить".
- Пора немного "осветить" этот вопрос, что бы "народ - автолюбитель" не вводился в заблуждение подобными "руководствами" и мог правильно провести простейшую самодиагностику своего автомобиля (что бы не платить "бабки" какому-либо "мастеру", который сделает все точно таким же образом, но еще и возьмет за это деньги).
- Естественно, мы не говорим о том, что "перемыкание контактов" - это довольно простейшая самодиагностика, она не покажет "всей глубины" неисправности, но для ориентировки и для устранения "простейшей неисправности" (например, вышел из строя датчик температуры охлаждающей жидкости) такая процедура не помешает.
- Начать наш рассказ, наверное, придется с "обозрения" системы самодиагностики автомобилей фирмы TOYOTA, потому что эта фирма одна из первых внедрила на своих машинах невиданное до сих пор "чудо" - способность машины "запоминать" неисправность и впоследствии "показывать" ее. А потом уже и все остальные автомобильные фирмы стали применять на своих автомобилях подобные системы. Но каждая фирма – по-разному.
- Первоначально, на моделях выпуска до 1998 года диагностический разъем представлял собой круглый, желтого цвета двухконтактный разъем, закрытый резиновым колпачком темно-серого цвета, расположенный в подкапотном пространстве между двигателем и левой стойкой(по ходу движения). И хотя таких автомобилей осталось, наверное, совсем немного, но для более полного обзора систем самодиагностики мы приводим рисунок диагностического разъема (для проведения процедуры самодиагностики надо перемкнуть выводы данного разъема, включить зажигание и сосчитать количество одинарных вспышек лампочки "CHECK"). Такие "раритеты" хоть и не часто, но еще подъезжают к воротам нашей мастерской…
- Естественно, что и коды неисправностей на таких автомобилях немного отличаются от тех, что имеются на автомобилях выпуска после 1990 года.
- Лампочка "CHECK" показывает код неисправности не в двоичном счислении, а в одинарном, то есть промигивает код неисправности несколько раз подряд (в приведенной ниже таблице указаны коды неисправностей в одинарном счислении и их соответствие кодам неисправностей в двоичном счислении:
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приблизительно в эти же годы с конвейера начали сходить "продвинутые машины", на которых информация о неисправности выводилась на дисплей на панели приборов:
|
|
- Но так как применение дисплеев дело несколько дорогостоящее, то впоследствии они остались только на дорогих и престижных моделях, а на всех остальных стали применять "обычный" диагностический разъем:
|
|
- Что же можно проверить при помощи диагностического разъема?
- Многое:
- Систему электронного управления двигателем
- Систему электронного управления АКПП
- Систему ABS
- Систему TRC
- Систему SRS (подушки безопасности)
- Систему TEMS (электронного управления амортизаторов)
- Для этого надо только знать, как правильно перемыкать определенные контакты на диагностическом разъеме:
- Для проверки двигателя - выводы "E1-Te1"
- Для проверки АКПП - выводы "E1-TT
- Для проверки ABS и системы TRC - выводы "E1-Tc
- В подробности – "как и что происходит внутри компьютера" при перемыкании определенных контактов мы вдаваться не будем, потому что это достаточно сложный процесс, да он нам и не нужен.
- Есть особенность при выявлении кода неисправности системы ABS
Перед перемыканием контактов надо предварительно удалить специальную перемычку на диагностическом разъеме (см.рисунок).
- О перемыкании контактов: будет весьма нелишним пользоваться при перемыкании контактов не "просто женской заколкой", например, а изготовить небольшую "приспособу": которая "защитит" Вас при неправильном перемыкании контактов на диагностическом разъеме.
- "Считывание" кода неисправности производится путем простого подсчета количества миганий оранжевого транспаранта “CHECK” (или транспаранта со стилизованным изображением двигателя) на панели приборов.
- "Длинные" мигания лампочки – десятки.
- "Короткие" вспышки – единицы.
Или в графическом изображении:
|
|
- Однако надо учитывать, что на разных моделях машин и разного года выпуска эти периоды могут изменяться. Например, на CAMRY выпуска 1989 года периоды вспышек лампочки составляют одну секунду. Ну а после подсчета количества вспышек надо брать в руки “мануал” и смотреть, что же это такое…
- И чтобы предостеречь от неизбежных в этом случае ошибок, рассмотрим более подробнее такой вопрос: "Как правильно читать таблицу кодов ошибок?"
Для примера возьмем таблицу кодов ошибок автомобиля TOYOTA – CAMRY, 1995 года “рождения” с двигателем 5S-FE:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Примечание: весьма желательно иметь под рукой “исходники”, то есть оригинальные тексты описания кодов неисправностей на английском языке. А перепечатки « от дяди Васи” или взятые “откуда-то” - кто может гарантировать, что там все правильно, что “перевод по-русски” не будет означать “точку зрения” человека сделавшего перевод?
- Если же таких "исходников" нет, то наилучшим выходом из ситуации будет приобретение книги издательства "Легион – Автодата".
- Не желая "обижать" другие книгоиздательства, могу Вас заверить, что "Легион" отличается от других более тщательным и внимательным отношением ко всему тому, что издает. Например, описание "кодов ошибок" отличается дотошностью, и, если написано, например, в оригинале: "Open or short circuit", то "Легион" не останавливается на "тупом" и дословном переводе английских слов (обрыв или замыкание цепей), а, имея под рукой практиков-автомехаников и советуясь с ними развивает эту мысль и практически, пошагово разъясняет читателю как и порядок, так и смысл всех необходимых операций по устранению неисправностей.
-
- Давайте посмотрим, как можно развить описание неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя (THW), которое в оригинале звучит таким образом: “Open Or Short Circuit In Engine Coolant Temperature Sensor Signal”.
- Перевести (тупо перевести) данные слова можно таким образом: "Обрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя".
- Что это может означать? «Куда смотреть», на что обратить внимание?
- Причин может быть несколько:
- 1. Обрыв или короткое замыкание в цепи от самого датчика до компьютера;
- 2. Неисправность самого датчика; 3. Неисправность компьютера.Однако сразу же "грешить" на компьютер не стоит. Практика показывает, что выход из строя самого компьютера происходит очень и очень редко (на нашей практике подобное случается не более одного – двух раз в год).
Примерный порядок действий :
- Снять разъем с датчика и не включая зажигания проверить "присутствие" на одном из проводов "массы";
- Включить зажигание и убедиться в том, что на втором проводе есть + 5 вольт.
- Во время каждой из этих проверок "помять и порастягивать" жгут проводов, наблюдая при этом, что бы показания оставались такими же (лучше всего данные проверки производить "внутри" компьютера, на выводе с буквами THW, но здесь надо быть уверенным в своих способностях и знаниях…).
- Выкрутить датчик. Постепенно нагревая его, смотреть за показаниями мультиметра – как плавно меняется сопротивление, не пропадает ли оно при достижении определенной температуры:
|
|
|
|
|
|
Разобрать похожий разъем, "выщелкнуть" оттуда два контактика и одеть их на контакты датчика (что бы этот пункт стал немного понятнее, смотрите, что мы делаем):
- а) Находим "бросовый" разъем с таким расчетом, что бы контакты внутри него были по размерам одинаковыми с теми контактами, которые находятся внутри "штатного" разъема. И кроме того, что бы провод от контактов не был "обрезан под корень".
- б) "Выщелкиваем" контакты из разъема: каждый контакт закреплен в разъеме специальными выступами, и для того, что бы контакт "выщелкнуть" из разъема, надо с обратной стороны очень тонким шилом отогнуть выступ и потянуть за провод. Контакт должен легко "выщелкнуться".
- в) "Наращиваем" имеющиеся провода от "выщелкнутых" контактов до такой длины, какая требуется для проведения измерений (обычно около 50 см)
- г) "Выщелкнутые" контакты плотно "одеваем" на контакты датчика
- д) "Наращенный" провод от "выщелкнутых" контактов подсоединяем к мультиметру и проводим требуемые измерения
- Опять же, "подсоединившись" мультиметром к этим контактикам – тонким пинцетом "подвигать" контакты самого датчика, попробовать его "на излом".
- Вот вроде бы и все проверки для датчика температуры. И если код неисправности именно такой, то причина обнаружится (обязательно!) после вышеописанных проверок.
- …Опыт приходит с годами, и если ранее процедура самодиагностики проводилась "просто и быстро" - перемкнул, включил зажигание, "прочитал" ошибку, посмотрел, что она означает и "обрадовал" клиента, то сейчас все делается немного по-другому. Правильнее.
- Как именно:
- 1. При выключенном зажигании проверить напряжение на АКБ. Оно должно быть не менее 11 вольт.
- 2. Запустить двигатель, посмотреть когда загорается лампочка "CHECK" – сразу же после запуска двигателя или при достижении определенной температуры? (для примера: на Suzuki – Escudo выпуска 2000 года лампочка "CHECK" загоралась не сразу же, а при достижении определенной температуры двигателя. Причина была в клапане EGR…)
- 3. Заглушить двигатель, перемкнуть определенные контакты для считывания диагностического кода.
- 4. Включить зажигание.
- 5. Считать код неисправности (или неисправностей).
- 6. Записать их в тетрадь.
- 7. Провести процедуру очистки памяти (для TOYOTA – отсоединить "минус" АКБ на время от 30 до 40 секунд, а TOYOTA – CAMRY выпуска 2000 года "хватает" одной секунды).
- 8. После этого, НЕ ЗАПУСКАЯ ДВИГАТЕЛЬ, снова перемкнуть контакты и считать код неисправности (для MITSUBISHI порядок считывания немного другой: если не запуская двигатель считать коды неисправностей, то их просто-напросто не будет).
- 9. Если кодов неисправностей система самодиагностики не обнаружила, то это означает, что "кто-то и когда-то" ранее снимал разъемы на "жизненно" важных датчиках при включенном зажигании.
- 10. Если код неисправности присутствует и идентичен с предыдущем – снять "закоротку" (перемычку) с диагностического разъема и запустить двигатель. Прогреть его. Заглушить. Снова считать код неисправности.
- 11. Если код неисправности не изменился – совершить пробную поездку на разных скоростях и после этого снова считать код неисправности.
- 12. Если код неисправности не изменился – это и есть “истинный” код неисправности, который был обнаружен и записан в “память” системы электронного управления двигателем (компьютер).
- Иногда могут возникнуть сомнения в том, что имеющаяся таблица кодов ошибок - именно та, что и нужна для проверяемого двигателя. Убедиться в этом можно достаточно просто:
- 1. Для этого надо при неработающем двигателе отсоединить (поочередно) наиболее важные для работы двигателя разъемы датчиков, например:
- разъем датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя – THW;
- "считалку" воздуха: MAF (разъем расходомера воздуха) или MAP-sensor (датчика давления воздуха);
- разъем датчика детонации (chock-sensor) и тому подобное.
- 2. Запустить двигатель, дать ему поработать несколько минут на разных оборотах.
- 3. Перемкнуть на диагностическом разъеме требуемые для считывания диагностического кода контакты.
- 4. Считать коды неисправностей и сравнить их с теми, что имеются в таблице.
- 5. При совпадении кодов неисправностей можно считать, что имеющаяся таблица кодов неисправностей верна для данного автомобиля.
- 6. При несовпадении – искать требуемую верную таблицу.
- То есть, подходить к проведению процедуры самодиагностики надо творчески и всегда стараться искать первопричину.
- Не останавливаться на том, что прочитав код неисправности и выяснив, например, что имеется код неисправности № 42:
- "нет сигнала от датчика скорости автомобиля в течении нескольких секунд" (No Signal From Vehicle Speed Sensor For Several Seconds).
- сразу же "бросаться" искать этот датчик скорости. Надо "копнуть" поглубже и постараться разобраться в первопричине: что именно неисправно? Сам датчик или его цепь? Или шестеренка на датчике скорости настолько истерлась (бывает и такое), что датчик перестал "выдавать" требуемую информацию для компьютера или "выдает" ее порциями, время от времени. И если при появлении данной неисправности гидромуфта (АКПП) перестала нормально работать – не надо сразу же записываться в очередь на ремонт "муфты".
- Надо искать и разбираться в первопричине. И стараться ее устранить.
-
Владимир Петрович
© Легион-Автодата