Третья Конференция (день второй)

30.08.2014

III конференция "Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов" - день 2-й


Необходимое предисловие: « … ранним утром 30 августа 2014 года, когда участники конференции только-только начали  собираться на лекцию, я встретился с лектором, Аридом Омаровичем и спросил у него: - Тема лекции как пол-года назад. Будет всё старое или как? Арид Омарович аж опешил: - Ну вы даёте! «Старое» - как основа, на которой будет новое «мясо».

Так и оказалось: тема лекции «Диагностика и ремонт вариаторных трансмиссий Jatco RE0F09A,10A,11A (Nissan X-Trail, Qashqai, Teana, Murano)» обросла новыми нюансами и новым, если так можно сказать, «видением» лектора Арида Омаровича Гаджиева. На фото начало лекции:



Коротко о лекторе:
Гаджиев Арид Омарович. Дипломированный инженер (инженер-радиотехник, инженер-системотехник), автор нескольких интернет-статей по диагностике и ремонту CVT (вариаторов), опыт работы диагностом 10 лет, специалист высокого уровня по диагностике силовых агрегатов с CVT.


Какие вопросы рассматривались на лекции:

1. Общая конструкция CVT.

- Модели автомобилей оснащенные CVT;
- Типы конструкций;
- Конструктивные особенности;
- Характеристики.

2. Гидравлическая схема работы. RE0F09A и RE0F10A, 11A.

- Механическая конструкция;
- Гидравлическое управление;
- Общие черты и различия.


3. Электронное управление и анализ текущих параметров.

- Анализ электрических схем;
- Анализ текущих параметров и условий;
- Взаимодействие блоков в CAN шине.

4. Диагностика при помощи CONSULT III, CONSULT III plus.

- Чтение и интерпретация ошибок;
- Дата лист и расшифровка параметров;
- Анализ текущих параметров в движении;
- Анализ текущих параметров (stall test);
- Диагностика CAN.

5. Репрограмм блоков управления.

- Репрограмм блоков TCM;
- Рекалибровка TCM.

6. Ремонт механической части. Рекалибровка гидроблоков.

- Ремонт механической части;
- Ремонт гидравлической части;
- Ремонт электрических цепей.

7. Обслуживание и эксплуатация.

- Особенности эксплуатации;
- Замена масла и сервисные процедуры;
- Оценка состояния трансмиссии по параметрам.




Ничего вечного в нашем мире нет. А уж «вариаторные коробки» - это из разряда «за ними глаз да глаз нужен». Мы как-то говорили с Аридом, я спрашивал:

- И что, вариаторы, как говорят, это «полный отстой»? В Интернете таких мнений много …

Арид Омарович пожал плечами:

- Ну зачем так говорить … вариаторы, как и АКПП, да впрочем, как и другие узлы и детали имеют свой срок службы. Вопрос в том, что «вариаторы надо просто знать» - как и любое другое, что есть и работает в автомобиле. Именно «знать», а не довольствоваться непонятными описаниями из интернетов и вредными советами оттуда же.



Арид Омарович прав. Мне однажды пришлось долго просидеть в Интернете, внимательно просматривал тематические автомобильные форумы, а потом пришло неожиданное сравнение:

« … иду, пробираюсь по дремучему лесу … кусты ... под ногами упавшие деревья, где-то вдалеке ухает филин – пугает других и сам пугается, а в дремучей чаще сидит весёлая Баба Яга и распевает во всё своё пьяное горло свои страшные сказки …».



Именно на подобных форумах создаётся какое-либо устойчивое мнение, которое из пустого, ненужного зёрнышка вырастает в дремучий лес и потом давит всё окружающее, довлеет над всеми и создаёт ненужные мифы. Например, миф о том, что «вариатор - это полный отстой!», или другой миф, что «CVT буксует только в случае растяжения ремня! Это точно, проверено, грозит владельцам вариаторов большими проблемами – если вовремя не спохватиться, но есть один мастер, который за небольшие деньги устраняет это растяжение … короче – звоните!».


И приходится авторам статей компании Легион-Автодата безжалостно развенчивать подобную чушь: «…  Как ни странно, но владельцы применяют такой термин, как “растяжение ремня”. Т.е., при буксовании CVT они решили, что ремень растянулся, увеличился в длине настолько, что шкивы его не натягивают, поэтому он проскальзывает на конусах. Все это, конечно, совершенно не так.

Во-первых: ремень в данной коробке не тянет, а толкает. Иными словами, есть отличие, какая ветвь ремня может тянуть, а какая толкать. Если мы возьмем велосипедную цепь и звездочки с зубьями, то при вращении педалей, верхняя часть цепи является ведущей – она за счет натяжения передает вращение с ведущей звездочки (педалей) на звездочку колеса. Нижняя часть цепи может при этом свободно провисать – она ведомая. На любом велосипеде это видно без комментариев.

Во вторых: в отличие от цепи со звеньями и зацепами в виде зубьев, данный ремень не имеет таковых, поэтому его “растяжка” никак не влияет на то, что в какой-то момент звенья не совместятся с зубьями и цепь проскочит, как на велосипеде, с растянутой и провисающей до земли цепью.

В третьих: коэффициент линейного расширения стали очень мал. Геометрически это выглядит так, что растянуть сталь на видимую и измеряемую величину невозможно – она прежде разрушится. Часто это путают с цепью – цепь растягивается, но не за счет растяжения металла, а за счет выработки в подвижных соединениях – звеньях и осях. Вот велосипедная цепь растягивается именно таким образом: из-за грязи и недостаточной смазки происходит выработка в шарнирных соединениях, и общая длина цепи из-за этого увеличивается. Так как стягивающие ленты ремня CVT NISSAN не имеют таких соединений, то растяжение их практически невозможно – только разрыв.
Поэтому, все разговоры на форумах, связанные с пробуксовкой ремня из-за его растяжения в этой трансмиссии – не более чем шутка».
autodata.ru/article/all/variatornaya_transmissiya_cvt_nissan_primera_re0f06a_problemy_ekspluatatsii/


Увы, Арид Омарович, это не шутка. Именно так создаются "мифы от сказочников по вариаторам»; мифы и очереди на ремонт. Тут всё просто: это хорошо работающая формула для зарабатывания денег - сначала чем-то напугать владельца автомобиля, а потом взяться за устранение его "трудной, но разрешимой проблемы".

***

В статьях, например, иногда рассказывается о насущном: «…Если к вам приезжает подобная машина и у нее на панели горит такой символ неисправности - красная шестеренка…»



«То это не означает, что надо сразу разобрать и сломать ему вариаторную трансмиссию CVT» …

http://autodata.ru/article/all/nissan_oshibka_p0350/


Это такие "важные нюансы", которые как воздух нужны и владельцам автомобилей, и тем, кто эти автомобили пытается ремонтировать. И если кто-то не знает еще - подобных "мелочей, облегчающих жизнь", на каждой лекции говорится много.
Но о них лучше рассказывать только подготовленным людям, которые хотят освежить свои знания по вариаторным коробкам передач. Почему так? Отвечу просто: «Многие знания – многие печали».

Вы думаете, откуда возникают «мифы о вариаторах», «мифы о принципах работы вариаторов» и прочая, прочая? Именно от «многих знаний». Но только от таких, которые отрывочны, недостаточны, неинформативны и могут быть использованы только как рекламная заставка.

***


Этот, второй день конференции был организован таким образом, что желающие могли записаться как на эту лекцию по вариаторам, так и продолжить углублять свои знания по теме «Системы Common rail легковых моделей Hyundai и Kia» в другом лекционном зале.


И нельзя не повторить слова, которые  полностью отражают суть всех конференций, которые организовывает и проводит компания Легион-Автодата:


«Конференция – это не только строгая рабочая программа. Это комплекс, состоящий как из программных учебных мероприятий, так и из неформального общения. Обмен опытом и личное неформальное общение за стенами конференц-зала с равными по уровню квалификации коллегами не менее важны, чем программа обучения».

Владимир Петрович Кучер

наверх