Итоги года. 2015
29.12.2015
"Автодиагност не мамонт, он не вымрет".
Именно такими словами хочу начать небольшой обзор нашего автомобильного форума Легион-Автодата за почти прошедший уже 2015 год. Впрочем, поговорим не только о форуме - наши статьи, которых уже накопилось более 1200 неотделимы от форума. И наоборот.
Так вот, почему автомобильный диагност "был, есть и будет". Ответ на поверхности: "цивилизационное развитие". Сейчас мир просто обречён пользоваться автомобилями. Старыми или новыми, бюджетного класса или премиального, но автомобили пришли в нашу жизнь и останутся там надолго.
А если останутся автомобили, то будут нужны и люди, которые могут их обслуживать и ремонтировать - автомобильные диагносты. И даже несмотря на то, что с каждым годом автомобили становятся похожими на одноразовые шприцы ("использовал и выбросил"), автодиагност всегда будет нужен и востребован. Особенно "хороший автодиагност".
А что из себя представляет этот "хороший автомобильный диагност"?
Выкиньте из головы образ "пожилого дяди Васи из гаража под мостом" с неиссякаемым водочным перегаром и хитринкой в глазах ("-Щас я всё починю"), и представьте человека, у которого за плечами хорошее образование, правильная речь, необходимые технические знания и желание постоянно совершенствоваться в избранной профессии. Это и есть приблизительный портрет современного автомобильного диагноста. Без желания работать над собой и самоулучшаться, это будет не автомобильный диагност, а милая обезьянка с гаечным ключом наперевес (действия непредсказуемые).
Совершенствоваться и улучшаться? Почему бы и нет. Да, это требует много времени, но если совершенствование пойдёт на пользу, и в конечном итоге поможет заработать на две копейки больше?
Наш форум и наши статьи позволяют увидеть таких людей, особенно если проследить за публикациями. Сразу оговорюсь: в этом небольшом обзоре физически не смогу рассказать обо всех умных и талантливых автодиагностах. Их много. Почитайте наш форум, проследите за мыслями в сообщениях, и вы поймёте, что "Россия была, есть и будет богата талантами". Итак, начнём наш рассказ.
Постоянный автор Кудрявцев Михаил Евгеньевич, ник на форуме Легион-Автодата AVTEL(г.Москва, ул.Суздальская, д.9, автосервис "ВТС". Тел.: +7 (916) 626-71-98, Союз автомобильных диагностов), в самом начале 2015 года поделился с коллегами по авторемонту своими личными наработками: "Устройства для автомобильной диагностики":
Устройства для автомобильной диагностики. Часть 1
Устройства для автомобильной диагностики. Часть 2
"Устройство для проверки производительности форсунок и регуляторов холостого хода"
"Четырёхканальный индикатор полярности"
В своих статьях он рассказал и о других приспособлениях, которые призваны улучшить проведение автодиагностики и по качеству, и по времени выполнению нужных работ. Зачем покупать подобное и дорогостоящее, когда есть голова, руки и желание "сделать диагностику под себя". Тем более, что когда мы что-то покупаем, то потом приспосабливаемся к приобретённому. А тут наоборот: сделано для себя, учтены все нюансы и все свои личные требования к устройству.
Надо сказать, что не только Кудрявцев М.Е делится с коллегами наработками, например, Алексей Викторович Козлов (ник на форуме Легион-Автодата alex22, г. Барнаул, ул. Цеховая 58-б, автосервис "Пронто", тел. 8-913-247-8541), тоже делится с коллегам по форуму своими наработками, его статья "Honda Accord (2001). Эмулятор кислородного датчика", вызвала живейший интерес у всех, кто занимается диагностикой и ремонтом японских автомобилей, стоит только посмотреть количество просмотров и комментариев к его статье на форуме.
И подобные статьи не отвлечённые, не "просто рассуждения о чём-то", а конкретные дела, схемы:
"Вариант подключения на Suzuki Grand Vitara. Эбу под крышкой возле левой фары":
"Lexus RX330 и Prius 2006"
И советы: "Коллеги, при установке любого доп. оборудования не забывайте питание подключать через предохранитель, скрутки нормально изолировать, провода и это доп. оборудование нормально закреплять, чтобы ничего не перетирало-пережимало. Заезжал тут лексус с ошибками по кислородникам, там эмуляторы чиптюнеровские подключены просто песец",-
Кстати, обратите внимание, насколько профессионально вычерчены схемы. Это ещё раз говорит, что сегодняшние автодиагносты не "чумазый дядя Вася из гаража под мостом", а реальные профессионалы.
В другой своей статье: "Неисправность системы вторичного воздуха", Алексей Викторович сказал:
"С неисправность системы вторичного воздуха на Тойотах / Лексусах (ошибки P1441, P1442, P1444, P1445, P2440, P2441, P2442, P2443, P2444, P2445, P2446, P2447) многие уже сталкивались и знают, что помимо горящего "чека" есть ещё аварийный режим, в котором блок управления значительно ограничивает мощность двигателя и эксплуатировать автомобиль становится проблематично".
И после описания работы системы и возможных неисправностях, предложил свой вариант:
" … "по просьбам трудящихся" был разработан и изготовлен эмулятор на микроконтроллере (пока не имеющий аналогов в мире :), полностью имитирующий работу данной системы, и после его установки систему можно полностью демонтировать. Сейчас эмулятор проходит обкатку на автомобиле Toyota Tundra 2UZ-FE, "чек" не горит, "автомобиль не жалуется" на неисправность этой системы. Эмулятор сейчас находится в стадии "прототипа", в дальнейшем будет совершенствоваться. Плюс от установки эмулятора только один - сэкономлена сумма, которой хватило бы на покупку "Жигуля" в приличном состоянии. И последнее: на автомобиле TLC200 с 2UZ-FE и одним насосом будет другая прошивка эмулятора".
"Коллективный разум"
Уже не помню, кто это сказал, но выражение точное: профильный форум и есть коллективный разум. Одному человеку трудно объять весь поток информации. Тем более, часто бывает такое, что на ремонт приходит автомобиль из разряда "непрофильный". И если есть "затык", какой-то временный тупик, то почему бы не спросить совета у коллег? Смотрим темы на форуме:
Toyota Corolla Axio 1NZ-FE 2008
Не заводится на горячую ошибка P1604-запуск двигателя невозможен/затруднен. (Александр, Зеленогорск Красноярский край).
Он описал что сделал и проверил:
"Проверка компрессии 10кг в каждом цилиндре. Искра есть, насос работает, давление 3,5кг.
Стартер крутит как напуганный, двигатель не схватывает. По датчику ОЖ все в порядке.
Такое впечатление что ЭБУ блокирует работу форсунок".
Проблема обсуждалась на форуме три дня. Ему давали советы. Потом Александр отписался:
"Всем спасибо. Всё, разобрался. Проблема была в топливной системе. Импульс на форсунках был, это я ослик.
Все дело было в бензонасосе, туда какой-то колхозник влепил насос от жигулей и выкинул редукционный клапан.
Заводишь машину, она работает, глушишь машину - топливо закипает, создается воздушная пробка. Давления топлива не хватает продавить пробку и поэтому она не заводилась.
Тема закрыта".
Иногда для решения проблемы достаточно одной маленькой подсказки - и автомобиль будет отремонтирован.
"Honda/ флеш код 25
Помогите расшифровать код"
"Собственно имеется ам Honda Accord Coupe 3,0 VTEC 98г вверх. АКПП BX7A , 4 ступени. Флеш коды.
АКПП недавно была на капиталке. Работает в принципе нормально, кроме одного, постоянно выскакивает ошибка 70 двигателя (Неисправность АКПП) и ошибка 25 АКПП. При этом Чек Энжин не загорается, коробка в аварийный режим не переходит, но а\м начинает вяло разгоняться. После остановки и повторного старта двигателя разгоняется нормально. После сброса ошибка появляется по разному, может сразу, может через несколько десятков километров.
Вопрос - Что означае ошибка 25 (АКПП 2 длинных, 5 коротких вспышек буквы "D"). Нигде не могу найти. Может кто сталкивался с подобным?
4WS на ам не установлен".
Ему ответили, человек покопался, разобрался и отписался:
"p1738 ошибка датчика давления контура второй муфты.
Так и оказалось, защёлка на разъёме была отломана и он отошёл. Датчик стоит в таком месте, что и зная где он найти тем более увидеть не просто.
Всем спасибо, здорово помогли. Ошибка пропала, машина едет как полагается".
"Toyota Land Cruiser 200 2UZ-FE 2008
P0335 после мойки мотора",
"Приветствую.
После мойки появился данный код. Появляется только когда нажмешь на педаль газа и подержишь секунд 5…были так же p0302 p0303, но они удалились. Катушки рабочие, свечи новые.
Когда держишь газ в пол - обороты скачут в диапазоне 1200-2000 rpm, больше не набирает... опорное напряжение на датчике 5В, масса в норме.
Осциллограмма сигнала без помех в диапазоне 0-5В четкая, сравнить не с чем.
Куда двигаться дальше?
Есть у кого-нибудь образцовая осциллограмма?
Спасибо"
Это был вопрос из Челябинска. В этот же день ему ответили из Бишкека, Кыргызстан:
"Вы смотрите датчики распредвалов, код по датчику коленвала. Осмотрите штекера на ECM- раз мотор мыли".
И прикрепили скрин с подсказкой:
И в этот же день проблема была решена:
"Sergiy XXX, спасибо.
Вода в разъемах ECU. Сами разъемы переломаны и закреплены самопальными креплениями. Всем откликнувшимся спасибо, тему можно закрывать".
Подобных тем на форуме много. Но хочу отметить, что окончательное решение той или иной проблемы (до полной победы), получается только у тех автодиагностов, которые "роют и ищут", а не сидят на месте ожидая подсказки.
"Увлекательный авторемонт"
Открытый не так давно раздел "Авторемонт от первого лица" можно читать как хороший технический детектив. Наши участники форума находят время, чтобы после какого-то своего ремонта написать пару строк. Вот например, что сказал II tolyan (Анатолий из Кемерово)
"Препраздничный подарок",-
Анатолий описывает диагностику и ремонт автомобиля: "Первоначальная причина обращения в наш сервис звучала просто: двигатель не прогревается, в салоне автомобиля холодно". И дальше события закручиваются: основная неисправность "смазана", спряталась, и чтобы до неё добраться и "пощупать", приходится бороться с автомобилем на протяжении нескольких дней. В этой короткой заметке Анатолий рассказал не только о поиске неисправности, но и о владельце автомобиля.
И тут Анатолия нельзя не поддержать, можно сказать: "Клиент не всегда прав". Почему так? Автомобильные диагносты не только умницы в техническом плане, они ещё и хорошие психологи. Клиента распознают влёт. А наши клиенты бывают разными:
"Клиент-технарь". Этот человек ужё всё знает о своей неисправности. Он даже может сказать код неисправности. Осталось только починить. По его мнению есть единственное решение проблемы (вычитал из форумов), и автодиагност должен сделать именно так. И денег взять столько, сколько сказали на каком-то форуме. А когда в итоге оказывается, что за этой неисправностью тянется целый ворох проблем, и, чтобы её устранить требуется провести дополнительные работы, этот клиент становится крайне подозрительным (на форуме говорили, что все автодиагносты вруны, рвачи и только и норовят обмануть честного и бедного клиента). Клиент нависает над диагностом, цепко следит за всеми его действиями и услышав итоговую цену закатывает глаза: " -Не может быть! На нашем форуме такая неисправность стоит две копейки!".
"Клиент-скандалист-обманщик". Я совместил эти породы. Они идут рядом. Дело в том, что довольно часто в автосервисы приезжают клиенты, которые уже побывали в других автосервисах и поняли, что так просто неисправность не отремонтировать, и кроме того, внутри автомобиля есть некий "косяк". А если автодиагност его сразу не заметит, то с него можно стребовать много-много денег. Например, машину привезли на эвакуаторе, а в автомобиле … ну, например, уже загнуты клапана. И если диагност сразу будет её заводить, то … дальше понятно. Виноват кто? Виноват автодиагност, это он загнул клапана (" - Мамой клянусь, у меня до погрузки на эвакуатор машина работала как часы!") Подобных вариантов может приехать в автосервис много.
"Клиент-пенсионер"". В основном это хороший, качественный контингент. Такие люди прожили много, всё знают, всё понимают. Хитрить не будут, всё скажут честно. И если денег на ремонт у них мало, тоже скажут. И спросят, можно ли отремонтировать его автомобиль за "вот такие деньги".
Почитайте наш форум. Там и об этом написано. Автодиагносты не звери и не рвачи, такого вот "клиента-пенсионера" и примут, и отремонтируют его авто за совсем небольшие деньги или даже бесплатно.
Однако, почему в интернетах ещё так много недоверия к автомобильным диагностам? Это не секрет: в диагностической бочке мёда много дёгтя. На автомобильном диагностическом рынке присутствует масса автосервисов, для которых главное "урвать копеечку". Для примера приведу рассказ нашего давнишнего участника форума из Санкт-Петербурга pennkill. Он выложил скрин, из которого становится понятными те опасение и предубеждения, с которыми автовладельцы отправляются в автосервисы.
Человек приехал для проведения автодиагностики, ему написали "Диагностика двигателя сканером":
В начале 2015 года сумма в 900 рублей что-то значила… но наверняка клиент надеялся, что после проведения этой диагностики ему конкретно скажут в чём причина, объяснят что делать. А что в итоге? А вот что клиент получил на руки:
И что клиенту с этим делать? Понятно, что таким образом (900 рублей за бумажку с непонятными для клиента словами), большинство автосервисов зарабатывают и тем самым пытаются выживать. А быть честными и сделать свою работу полностью - такой автосервис ещё надо поискать. По уму и по совести, здесь надо не писать "Рекомендации: ОШИБКА P1186 НИЗКОЕ ДАВЛЕНИЕ ТОПЛИВА", а честно сказать клиенту, что "мы воткнём сканер, посмотрим, что сканер напишет. Потом распечатаем эту ошибку на бумажке, и это будет стоить 900 рублей".
Это не диагностика. Это бумажная распечатка кода неисправности. Вы спросите, а что же такое "правильная диагностика"? Пожалуйста: "Автомобильная диагностика - это полное и детальное изучение неисправности и рекомендации по устранению неисправности". Рекомендации. Запомните.
Да, часто бывает, что сразу обнаружить неисправность не получается, требуется дополнительное изучение вопроса. Об этом тоже говорится клиенту. И сообщается, что "это уже будет стоить дороже". И причина тут простая: в этом случае приходится очень глубоко влезать "вовнутрь неисправности", много снимать, откручивать, разбирать … а это значит, что тратится время автодиагноста, которое должно быть оплачено клиентом.
Клиенты бывают разные. Некоторые сразу (беспричинно, ну просто натура у них такая или встали не с той ноги), приезжают в автосервис настороженными и подозрительными, думают, что "вот тут меня обязательно обманут".
НИ что с такими делать? Пытаться переубедить? Или:"Вот Бог, а вот порог". Пусть лучше уезжает в другое место. Проблем будет меньше.
Участники форума для своих рассказов о ремонтах часто используют видеосъёмки. Этот же автор, pennkill, на двух видеороликах рассказал о диагностике автомобиля Chery Tiggo 2.4. Машина после проведения капитального ремонта.
"… заказали проверку механики, ибо первый ремонт был неудачный, за ним была типа переделка. И все равно трясет…".
И итог проверок: "Замена одной форсунки (б\у), и их промывка".
И обратите внимание - на видео нет так называемых "лишних телодвижений". Лично я делаю вывод, что это "обыкновенный профессионализм". И побольше бы таких спецов.
Этот раздел, "Авторемонт от первого лица", пользуется популярностью у наших читателей. Ещё бы, где ещё можно прочитать непосредственно от исполнителя работ вот такой бюджетный вариант диагностики и ремонта (написал baikalov42-
Блинов Александр Юрьевич, Кемеровская область, город Белово, улица Пролетарская, дом 113, Автомастерская "12 вольт". Тел. 8 923 610 86 43):
"Случилась сегодня у соседа неприятность - на его Ховере затроил мотор и загорелся "чек". Сканер сказал, что виной всему код Р0300 (пропуски воспламенения), а вернее, условия для его возникновения.
С помощью нехитрых манипуляций удалось выяснить, что нет искры на 1-м цилиндре.
Был приговорён модуль зажигания.
Так как оригинальной детали в нашем городе нет (только под заказ), сразу возникла идея "приколхозить" модуль зажигания от НАШЕПРОМа.
После посещения магазина запчастей по ГАЗовским машинкам был приобретён практически полный аналог китайского девайса, но только российского разлива - модуль зажигания от ГАЗель-бизнес пр-ва Старооскольского завода, и после небольшой модернизации кронштейна крепления с помощью дрели, российская деталь надёжно обосновалась под капотом китайского паркетника.
По электрической части никаких переделок производить не пришлось вообще - разъём подошёл идеально , ВВ-провода менять не пришлось, как говорится - всё получилось чики-пуки :-))" .
Библиотека автомобильного диагноста
Такая библиотека есть у каждого уважающего себя автодиагноста. Нет, это не книжные полки, это всё виртуально и хранится на жёстких дисках компьютера (и копии - копии обязательно!. А лучше две копии, потому что стоимость дополнительного HDD не идёт ни в какое сравнение со стоимостью и ценностью той информации, которую автодиагност собирает годами).
И наверняка у большинства автодиагностов есть в своей библиотечке нужные и полезные вещи из раздела: "ОСЦИЛЛОГРАММЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: обсуждения",
Вот какие "вкусности есть в разделе:
Это навскидку. А посмотреть повнимательнее - эталонные осциллограммы штука нужная и полезная:
Forester 2,5 2000г. двухвальный
"Hyundai ix35 2.0 Gazoline, Синхра коленвала и распредвалов"
Такие осциллограммы снять и опубликовать по времени недолго. Какая польза? Приведу простой пример:
"Во время этого занятия использовалась осциллограмма из форума Легион-Автодата",- это из статьи по курсам обучения в автосервисе ИнжКар, Научиться автодиагностике - теория и практика
Осциллограмма - это "взгляд изнутри на работу мотора и его электронных систем". Даже можно сказать, что, посмотрев на осциллограмму, опытный автодиагност может поставить диагноз по состоянию мотора, а в некоторых случаях "ткнуть пальцем в неисправность".
Сто раз уже говорил и повторю в сто первый раз: "Помоги товарищу - и он поможет тебе".
"Гнать поганой метлой или приветить"
Информация - это ключ к успеху. Это быстро выполненные диагностика и ремонт и, соответственно, получение оплаты за свой труд. Чем больше информации (правильной, точной, свежей), тем успешнее идёт работа автомобильного диагноста. Вот почему практически каждый автодиагност оставляет при себе "самое вкусное" из своих ремонтных открытий и наработок. Вы спросите: "И что, он ни с кем этой информацией не делится?". Почему не делится - делится. Но только "со своими". Или "со своим". То есть с тем человеком, которого он считает надёжным товарищем, который не будет полученную информацию бросать на ветер. Дело в том, что и раньше, и особенно сейчас, диагностикой и ремонтом автомобилей стало заниматься очень много людей. И тех, кто с самого начала решил, что он пришёл в диагностику всерьёз и надолго - еденицы. Остальное большинство относится к категории "однодневок". Что это такое уже говорили, напомню:
"Арендовав гаражик, прикупив минимум оборудования, они оккупировали Интернет и начали шерстить технические форумы. Начали задавать разные вопросы, в том числе и откровенно глупые и сильно обижались, когда их вежливо…отмалчивали. Потому что постоянные участники того или иного форума начали понимать "кто они и что они".
Таких людей можно назвать красиво: "диагносты-однодневки". Как подобных бабочек, красивых, пушистых, глаз не оторвать. А день полетали - и все.
"Однодневки" свою клиентуру нашли. И нашли её за счет "смешных" цен на выполняемые работы. Но низкая цена никогда не предполагает Качество". "Диагност - однодневка"
"Диагносты-бабочки" порхают по Интернету в поисках хоть какой-нибудь информации. И если найдут что-то полезное, то тут же применяют в своей работе. Причём, надо отметить, что "диагносты-однодневки" не затрудняют себя мудрыми изысками, а гениально тупо применяют прочитанное. Но, самое главное, они демпингуют цены. И если у Автора информации цена за какую-то работу будет, например, 1 рубль, то "однодневка" делает такую же работу за 50 копеек.
Такой ремонт, который делают "однодневки", можно назвать "мусорным". И почему: они как зашоренная лошадь не могут посмотреть на проблему шире, они просто двигают руками и делают что-то только на основе вычитанной информации (только так, ни шага в сторону), и потом получают за это деньги. Шире смотреть не могут - тот отсек мозга, который должен быть наполнен технической информацией, пустой. А что значит "шире смотреть?". Простой пример:
- У вас свечи надо менять.
- Почему?
- Пробитые.
- Меняйте.
Поменял. Завтра этот же клиент опять приехал:
- У меня опять затроило!
- Тогда у вас электронный блок управления неисправен.
- Почему?
- Потому. Я диагност и я знаю.
Ну да… свечи-то посмотрел, а вот на высоковольтные провода даже не взглянул, об этом на форуме не написали.
"Диагност-однодневка". Бабочка. Живёт недолго. Но в отличии от безобидной бабочки, такая категория "просто людей из автосервиса" может и "дров наломать", и надолго испортить настроение автовладельцу.
А теперь посмотрим на другой раздел форума Легион-Автодата: , "Инструменты для работы"=
Каждый, кто работает руками (и головой, естественно), знает, что иногда в работе нужны такие приспособления, которых или нет в природе, или они есть, но стоят умопомрачительно. И тогда приходится включать голову и придумывать. Вот, например, чем поделился участник форума penkill из Санкт-Петергбурга:
"А я эти топливные " нажималки " глубже продумал. " :-) Нажимные упоры сделал круглыми, и клешнеобразный зев, что позволяет использовать их под различным углом".
Ещё от него же: "А еще шприц может являться одновременно и мензуркой, и мениском. Вот например притащили каптиву которая заводилась только с толкача. Здесь и сифон для исключения топл. магистралей. Нашли сливающую больше всех форсунку по-быстроляну":
Участник форума sasha70 поделился другим: "Простейшее приспособление. Работать станет удобней":
Участник форума nowuser показал своё нехитрое приспособление, которое поможет не материться при работе:
Ну и так далее. Обо всём рассказать просто невозможно, а если есть желание, то сходите и посмотрите сами.
Теперь о наших статьях. Их уже накопилось много. Сами посмотрите:
Больше тысячи статей. Причём, обратите внимание: более 10 лет, с очень далёкого 2004 года наши статьи пишутся и выходят регулярно, без перерывов. О качестве статей может говорить хотя бы такой факт: несколько статей были украдены и без использования авторства использованы при защите кандидатской диссертации в одном из российских университетов.
Статьи разбиты по разделам, и есть на любой вкус. Написаны не только для профессоналов, но и "для широкого круга читателей". Кого-то из наших Авторов выделять не буду - все статьи хороши по-своему, каждому читателю - своё.
И читая статьи всегда надо помнить, что Авторы статей делятся с читателями своими наработки и своим опытом работы, который может отходить от рекомендованного. Но это не есть "неправильное": движение вперёд невозможно без каких-либо ошибок. Кроме того, читателям надо помнить, что "информация подвержена старению".
Начало статей 2015,
"Справочник всегда под рукой"
Продолжает удерживать первенство по количеству просмотров раздел "MotorData — интерактивная справочно-информационная система по диагностике и ремонту автомобилей".
Сейчас эта программа, придуманная и созданная компанией Легион-Автодата, уже встала на ноги, однако, если сравнить её с другими подобными программами (например, Alldata), то МоторДата ещё в самом начале пути (AllData живёт более 30 лет). Есть куда расти и развиваться.
Плюсы и минусы программы? Не хочу оценивать со своей колокольни, есть другие, более весомые мнения:
"На московской выставке Интеравто 2014 компания Легион-Автодата получила профессиональную награду "Золотой Ключ" за информационно-справочную систему для специалистов автосервисов MotorData
И мнения пользователей программы:
Остаётся только пожелать успехов коллективу разработчиков программы МоторДата. Программа полезная и нужная. МоторДата заняла "свободную нишу", там есть та информация, которой нет ни в AllData, ни в Mitchell On Demand и в других подобных программах.
Что можно сказать в заключение: форум Легион-Автодата востребован. Он нужен людям. И я чертовски рад, что могу общаться с умными, перспективными людьми, которые и работают, и смотрят в будущее. Спасибо всем.
Именно такими словами хочу начать небольшой обзор нашего автомобильного форума Легион-Автодата за почти прошедший уже 2015 год. Впрочем, поговорим не только о форуме - наши статьи, которых уже накопилось более 1200 неотделимы от форума. И наоборот.
Так вот, почему автомобильный диагност "был, есть и будет". Ответ на поверхности: "цивилизационное развитие". Сейчас мир просто обречён пользоваться автомобилями. Старыми или новыми, бюджетного класса или премиального, но автомобили пришли в нашу жизнь и останутся там надолго.
А если останутся автомобили, то будут нужны и люди, которые могут их обслуживать и ремонтировать - автомобильные диагносты. И даже несмотря на то, что с каждым годом автомобили становятся похожими на одноразовые шприцы ("использовал и выбросил"), автодиагност всегда будет нужен и востребован. Особенно "хороший автодиагност".
А что из себя представляет этот "хороший автомобильный диагност"?
Выкиньте из головы образ "пожилого дяди Васи из гаража под мостом" с неиссякаемым водочным перегаром и хитринкой в глазах ("-Щас я всё починю"), и представьте человека, у которого за плечами хорошее образование, правильная речь, необходимые технические знания и желание постоянно совершенствоваться в избранной профессии. Это и есть приблизительный портрет современного автомобильного диагноста. Без желания работать над собой и самоулучшаться, это будет не автомобильный диагност, а милая обезьянка с гаечным ключом наперевес (действия непредсказуемые).
Совершенствоваться и улучшаться? Почему бы и нет. Да, это требует много времени, но если совершенствование пойдёт на пользу, и в конечном итоге поможет заработать на две копейки больше?
Наш форум и наши статьи позволяют увидеть таких людей, особенно если проследить за публикациями. Сразу оговорюсь: в этом небольшом обзоре физически не смогу рассказать обо всех умных и талантливых автодиагностах. Их много. Почитайте наш форум, проследите за мыслями в сообщениях, и вы поймёте, что "Россия была, есть и будет богата талантами". Итак, начнём наш рассказ.
Постоянный автор Кудрявцев Михаил Евгеньевич, ник на форуме Легион-Автодата AVTEL(г.Москва, ул.Суздальская, д.9, автосервис "ВТС". Тел.: +7 (916) 626-71-98, Союз автомобильных диагностов), в самом начале 2015 года поделился с коллегами по авторемонту своими личными наработками: "Устройства для автомобильной диагностики":
Устройства для автомобильной диагностики. Часть 1
Устройства для автомобильной диагностики. Часть 2
"Устройство для проверки производительности форсунок и регуляторов холостого хода"
"Четырёхканальный индикатор полярности"
В своих статьях он рассказал и о других приспособлениях, которые призваны улучшить проведение автодиагностики и по качеству, и по времени выполнению нужных работ. Зачем покупать подобное и дорогостоящее, когда есть голова, руки и желание "сделать диагностику под себя". Тем более, что когда мы что-то покупаем, то потом приспосабливаемся к приобретённому. А тут наоборот: сделано для себя, учтены все нюансы и все свои личные требования к устройству.
Надо сказать, что не только Кудрявцев М.Е делится с коллегами наработками, например, Алексей Викторович Козлов (ник на форуме Легион-Автодата alex22, г. Барнаул, ул. Цеховая 58-б, автосервис "Пронто", тел. 8-913-247-8541), тоже делится с коллегам по форуму своими наработками, его статья "Honda Accord (2001). Эмулятор кислородного датчика", вызвала живейший интерес у всех, кто занимается диагностикой и ремонтом японских автомобилей, стоит только посмотреть количество просмотров и комментариев к его статье на форуме.
И подобные статьи не отвлечённые, не "просто рассуждения о чём-то", а конкретные дела, схемы:
"Вариант подключения на Suzuki Grand Vitara. Эбу под крышкой возле левой фары":
"Lexus RX330 и Prius 2006"
И советы: "Коллеги, при установке любого доп. оборудования не забывайте питание подключать через предохранитель, скрутки нормально изолировать, провода и это доп. оборудование нормально закреплять, чтобы ничего не перетирало-пережимало. Заезжал тут лексус с ошибками по кислородникам, там эмуляторы чиптюнеровские подключены просто песец",-
Кстати, обратите внимание, насколько профессионально вычерчены схемы. Это ещё раз говорит, что сегодняшние автодиагносты не "чумазый дядя Вася из гаража под мостом", а реальные профессионалы.
В другой своей статье: "Неисправность системы вторичного воздуха", Алексей Викторович сказал:
"С неисправность системы вторичного воздуха на Тойотах / Лексусах (ошибки P1441, P1442, P1444, P1445, P2440, P2441, P2442, P2443, P2444, P2445, P2446, P2447) многие уже сталкивались и знают, что помимо горящего "чека" есть ещё аварийный режим, в котором блок управления значительно ограничивает мощность двигателя и эксплуатировать автомобиль становится проблематично".
И после описания работы системы и возможных неисправностях, предложил свой вариант:
" … "по просьбам трудящихся" был разработан и изготовлен эмулятор на микроконтроллере (пока не имеющий аналогов в мире :), полностью имитирующий работу данной системы, и после его установки систему можно полностью демонтировать. Сейчас эмулятор проходит обкатку на автомобиле Toyota Tundra 2UZ-FE, "чек" не горит, "автомобиль не жалуется" на неисправность этой системы. Эмулятор сейчас находится в стадии "прототипа", в дальнейшем будет совершенствоваться. Плюс от установки эмулятора только один - сэкономлена сумма, которой хватило бы на покупку "Жигуля" в приличном состоянии. И последнее: на автомобиле TLC200 с 2UZ-FE и одним насосом будет другая прошивка эмулятора".
"Коллективный разум"
Уже не помню, кто это сказал, но выражение точное: профильный форум и есть коллективный разум. Одному человеку трудно объять весь поток информации. Тем более, часто бывает такое, что на ремонт приходит автомобиль из разряда "непрофильный". И если есть "затык", какой-то временный тупик, то почему бы не спросить совета у коллег? Смотрим темы на форуме:
Toyota Corolla Axio 1NZ-FE 2008
Не заводится на горячую ошибка P1604-запуск двигателя невозможен/затруднен. (Александр, Зеленогорск Красноярский край).
Он описал что сделал и проверил:
"Проверка компрессии 10кг в каждом цилиндре. Искра есть, насос работает, давление 3,5кг.
Стартер крутит как напуганный, двигатель не схватывает. По датчику ОЖ все в порядке.
Такое впечатление что ЭБУ блокирует работу форсунок".
Проблема обсуждалась на форуме три дня. Ему давали советы. Потом Александр отписался:
"Всем спасибо. Всё, разобрался. Проблема была в топливной системе. Импульс на форсунках был, это я ослик.
Все дело было в бензонасосе, туда какой-то колхозник влепил насос от жигулей и выкинул редукционный клапан.
Заводишь машину, она работает, глушишь машину - топливо закипает, создается воздушная пробка. Давления топлива не хватает продавить пробку и поэтому она не заводилась.
Тема закрыта".
Иногда для решения проблемы достаточно одной маленькой подсказки - и автомобиль будет отремонтирован.
"Honda/ флеш код 25
Помогите расшифровать код"
"Собственно имеется ам Honda Accord Coupe 3,0 VTEC 98г вверх. АКПП BX7A , 4 ступени. Флеш коды.
АКПП недавно была на капиталке. Работает в принципе нормально, кроме одного, постоянно выскакивает ошибка 70 двигателя (Неисправность АКПП) и ошибка 25 АКПП. При этом Чек Энжин не загорается, коробка в аварийный режим не переходит, но а\м начинает вяло разгоняться. После остановки и повторного старта двигателя разгоняется нормально. После сброса ошибка появляется по разному, может сразу, может через несколько десятков километров.
Вопрос - Что означае ошибка 25 (АКПП 2 длинных, 5 коротких вспышек буквы "D"). Нигде не могу найти. Может кто сталкивался с подобным?
4WS на ам не установлен".
Ему ответили, человек покопался, разобрался и отписался:
"p1738 ошибка датчика давления контура второй муфты.
Так и оказалось, защёлка на разъёме была отломана и он отошёл. Датчик стоит в таком месте, что и зная где он найти тем более увидеть не просто.
Всем спасибо, здорово помогли. Ошибка пропала, машина едет как полагается".
"Toyota Land Cruiser 200 2UZ-FE 2008
P0335 после мойки мотора",
"Приветствую.
После мойки появился данный код. Появляется только когда нажмешь на педаль газа и подержишь секунд 5…были так же p0302 p0303, но они удалились. Катушки рабочие, свечи новые.
Когда держишь газ в пол - обороты скачут в диапазоне 1200-2000 rpm, больше не набирает... опорное напряжение на датчике 5В, масса в норме.
Осциллограмма сигнала без помех в диапазоне 0-5В четкая, сравнить не с чем.
Куда двигаться дальше?
Есть у кого-нибудь образцовая осциллограмма?
Спасибо"
Это был вопрос из Челябинска. В этот же день ему ответили из Бишкека, Кыргызстан:
"Вы смотрите датчики распредвалов, код по датчику коленвала. Осмотрите штекера на ECM- раз мотор мыли".
И прикрепили скрин с подсказкой:
И в этот же день проблема была решена:
"Sergiy XXX, спасибо.
Вода в разъемах ECU. Сами разъемы переломаны и закреплены самопальными креплениями. Всем откликнувшимся спасибо, тему можно закрывать".
Подобных тем на форуме много. Но хочу отметить, что окончательное решение той или иной проблемы (до полной победы), получается только у тех автодиагностов, которые "роют и ищут", а не сидят на месте ожидая подсказки.
"Увлекательный авторемонт"
Открытый не так давно раздел "Авторемонт от первого лица" можно читать как хороший технический детектив. Наши участники форума находят время, чтобы после какого-то своего ремонта написать пару строк. Вот например, что сказал II tolyan (Анатолий из Кемерово)
"Препраздничный подарок",-
Анатолий описывает диагностику и ремонт автомобиля: "Первоначальная причина обращения в наш сервис звучала просто: двигатель не прогревается, в салоне автомобиля холодно". И дальше события закручиваются: основная неисправность "смазана", спряталась, и чтобы до неё добраться и "пощупать", приходится бороться с автомобилем на протяжении нескольких дней. В этой короткой заметке Анатолий рассказал не только о поиске неисправности, но и о владельце автомобиля.
И тут Анатолия нельзя не поддержать, можно сказать: "Клиент не всегда прав". Почему так? Автомобильные диагносты не только умницы в техническом плане, они ещё и хорошие психологи. Клиента распознают влёт. А наши клиенты бывают разными:
"Клиент-технарь". Этот человек ужё всё знает о своей неисправности. Он даже может сказать код неисправности. Осталось только починить. По его мнению есть единственное решение проблемы (вычитал из форумов), и автодиагност должен сделать именно так. И денег взять столько, сколько сказали на каком-то форуме. А когда в итоге оказывается, что за этой неисправностью тянется целый ворох проблем, и, чтобы её устранить требуется провести дополнительные работы, этот клиент становится крайне подозрительным (на форуме говорили, что все автодиагносты вруны, рвачи и только и норовят обмануть честного и бедного клиента). Клиент нависает над диагностом, цепко следит за всеми его действиями и услышав итоговую цену закатывает глаза: " -Не может быть! На нашем форуме такая неисправность стоит две копейки!".
"Клиент-скандалист-обманщик". Я совместил эти породы. Они идут рядом. Дело в том, что довольно часто в автосервисы приезжают клиенты, которые уже побывали в других автосервисах и поняли, что так просто неисправность не отремонтировать, и кроме того, внутри автомобиля есть некий "косяк". А если автодиагност его сразу не заметит, то с него можно стребовать много-много денег. Например, машину привезли на эвакуаторе, а в автомобиле … ну, например, уже загнуты клапана. И если диагност сразу будет её заводить, то … дальше понятно. Виноват кто? Виноват автодиагност, это он загнул клапана (" - Мамой клянусь, у меня до погрузки на эвакуатор машина работала как часы!") Подобных вариантов может приехать в автосервис много.
"Клиент-пенсионер"". В основном это хороший, качественный контингент. Такие люди прожили много, всё знают, всё понимают. Хитрить не будут, всё скажут честно. И если денег на ремонт у них мало, тоже скажут. И спросят, можно ли отремонтировать его автомобиль за "вот такие деньги".
Почитайте наш форум. Там и об этом написано. Автодиагносты не звери и не рвачи, такого вот "клиента-пенсионера" и примут, и отремонтируют его авто за совсем небольшие деньги или даже бесплатно.
Однако, почему в интернетах ещё так много недоверия к автомобильным диагностам? Это не секрет: в диагностической бочке мёда много дёгтя. На автомобильном диагностическом рынке присутствует масса автосервисов, для которых главное "урвать копеечку". Для примера приведу рассказ нашего давнишнего участника форума из Санкт-Петербурга pennkill. Он выложил скрин, из которого становится понятными те опасение и предубеждения, с которыми автовладельцы отправляются в автосервисы.
Человек приехал для проведения автодиагностики, ему написали "Диагностика двигателя сканером":
В начале 2015 года сумма в 900 рублей что-то значила… но наверняка клиент надеялся, что после проведения этой диагностики ему конкретно скажут в чём причина, объяснят что делать. А что в итоге? А вот что клиент получил на руки:
И что клиенту с этим делать? Понятно, что таким образом (900 рублей за бумажку с непонятными для клиента словами), большинство автосервисов зарабатывают и тем самым пытаются выживать. А быть честными и сделать свою работу полностью - такой автосервис ещё надо поискать. По уму и по совести, здесь надо не писать "Рекомендации: ОШИБКА P1186 НИЗКОЕ ДАВЛЕНИЕ ТОПЛИВА", а честно сказать клиенту, что "мы воткнём сканер, посмотрим, что сканер напишет. Потом распечатаем эту ошибку на бумажке, и это будет стоить 900 рублей".
Это не диагностика. Это бумажная распечатка кода неисправности. Вы спросите, а что же такое "правильная диагностика"? Пожалуйста: "Автомобильная диагностика - это полное и детальное изучение неисправности и рекомендации по устранению неисправности". Рекомендации. Запомните.
Да, часто бывает, что сразу обнаружить неисправность не получается, требуется дополнительное изучение вопроса. Об этом тоже говорится клиенту. И сообщается, что "это уже будет стоить дороже". И причина тут простая: в этом случае приходится очень глубоко влезать "вовнутрь неисправности", много снимать, откручивать, разбирать … а это значит, что тратится время автодиагноста, которое должно быть оплачено клиентом.
Клиенты бывают разные. Некоторые сразу (беспричинно, ну просто натура у них такая или встали не с той ноги), приезжают в автосервис настороженными и подозрительными, думают, что "вот тут меня обязательно обманут".
НИ что с такими делать? Пытаться переубедить? Или:"Вот Бог, а вот порог". Пусть лучше уезжает в другое место. Проблем будет меньше.
Участники форума для своих рассказов о ремонтах часто используют видеосъёмки. Этот же автор, pennkill, на двух видеороликах рассказал о диагностике автомобиля Chery Tiggo 2.4. Машина после проведения капитального ремонта.
"… заказали проверку механики, ибо первый ремонт был неудачный, за ним была типа переделка. И все равно трясет…".
И итог проверок: "Замена одной форсунки (б\у), и их промывка".
И обратите внимание - на видео нет так называемых "лишних телодвижений". Лично я делаю вывод, что это "обыкновенный профессионализм". И побольше бы таких спецов.
Этот раздел, "Авторемонт от первого лица", пользуется популярностью у наших читателей. Ещё бы, где ещё можно прочитать непосредственно от исполнителя работ вот такой бюджетный вариант диагностики и ремонта (написал baikalov42-
Блинов Александр Юрьевич, Кемеровская область, город Белово, улица Пролетарская, дом 113, Автомастерская "12 вольт". Тел. 8 923 610 86 43):
"Случилась сегодня у соседа неприятность - на его Ховере затроил мотор и загорелся "чек". Сканер сказал, что виной всему код Р0300 (пропуски воспламенения), а вернее, условия для его возникновения.
С помощью нехитрых манипуляций удалось выяснить, что нет искры на 1-м цилиндре.
Был приговорён модуль зажигания.
Так как оригинальной детали в нашем городе нет (только под заказ), сразу возникла идея "приколхозить" модуль зажигания от НАШЕПРОМа.
После посещения магазина запчастей по ГАЗовским машинкам был приобретён практически полный аналог китайского девайса, но только российского разлива - модуль зажигания от ГАЗель-бизнес пр-ва Старооскольского завода, и после небольшой модернизации кронштейна крепления с помощью дрели, российская деталь надёжно обосновалась под капотом китайского паркетника.
По электрической части никаких переделок производить не пришлось вообще - разъём подошёл идеально , ВВ-провода менять не пришлось, как говорится - всё получилось чики-пуки :-))" .
Библиотека автомобильного диагноста
Такая библиотека есть у каждого уважающего себя автодиагноста. Нет, это не книжные полки, это всё виртуально и хранится на жёстких дисках компьютера (и копии - копии обязательно!. А лучше две копии, потому что стоимость дополнительного HDD не идёт ни в какое сравнение со стоимостью и ценностью той информации, которую автодиагност собирает годами).
И наверняка у большинства автодиагностов есть в своей библиотечке нужные и полезные вещи из раздела: "ОСЦИЛЛОГРАММЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: обсуждения",
Вот какие "вкусности есть в разделе:
Это навскидку. А посмотреть повнимательнее - эталонные осциллограммы штука нужная и полезная:
Forester 2,5 2000г. двухвальный
"Hyundai ix35 2.0 Gazoline, Синхра коленвала и распредвалов"
Такие осциллограммы снять и опубликовать по времени недолго. Какая польза? Приведу простой пример:
"Во время этого занятия использовалась осциллограмма из форума Легион-Автодата",- это из статьи по курсам обучения в автосервисе ИнжКар, Научиться автодиагностике - теория и практика
Осциллограмма - это "взгляд изнутри на работу мотора и его электронных систем". Даже можно сказать, что, посмотрев на осциллограмму, опытный автодиагност может поставить диагноз по состоянию мотора, а в некоторых случаях "ткнуть пальцем в неисправность".
Сто раз уже говорил и повторю в сто первый раз: "Помоги товарищу - и он поможет тебе".
"Гнать поганой метлой или приветить"
Информация - это ключ к успеху. Это быстро выполненные диагностика и ремонт и, соответственно, получение оплаты за свой труд. Чем больше информации (правильной, точной, свежей), тем успешнее идёт работа автомобильного диагноста. Вот почему практически каждый автодиагност оставляет при себе "самое вкусное" из своих ремонтных открытий и наработок. Вы спросите: "И что, он ни с кем этой информацией не делится?". Почему не делится - делится. Но только "со своими". Или "со своим". То есть с тем человеком, которого он считает надёжным товарищем, который не будет полученную информацию бросать на ветер. Дело в том, что и раньше, и особенно сейчас, диагностикой и ремонтом автомобилей стало заниматься очень много людей. И тех, кто с самого начала решил, что он пришёл в диагностику всерьёз и надолго - еденицы. Остальное большинство относится к категории "однодневок". Что это такое уже говорили, напомню:
"Арендовав гаражик, прикупив минимум оборудования, они оккупировали Интернет и начали шерстить технические форумы. Начали задавать разные вопросы, в том числе и откровенно глупые и сильно обижались, когда их вежливо…отмалчивали. Потому что постоянные участники того или иного форума начали понимать "кто они и что они".
Таких людей можно назвать красиво: "диагносты-однодневки". Как подобных бабочек, красивых, пушистых, глаз не оторвать. А день полетали - и все.
"Однодневки" свою клиентуру нашли. И нашли её за счет "смешных" цен на выполняемые работы. Но низкая цена никогда не предполагает Качество". "Диагност - однодневка"
"Диагносты-бабочки" порхают по Интернету в поисках хоть какой-нибудь информации. И если найдут что-то полезное, то тут же применяют в своей работе. Причём, надо отметить, что "диагносты-однодневки" не затрудняют себя мудрыми изысками, а гениально тупо применяют прочитанное. Но, самое главное, они демпингуют цены. И если у Автора информации цена за какую-то работу будет, например, 1 рубль, то "однодневка" делает такую же работу за 50 копеек.
Такой ремонт, который делают "однодневки", можно назвать "мусорным". И почему: они как зашоренная лошадь не могут посмотреть на проблему шире, они просто двигают руками и делают что-то только на основе вычитанной информации (только так, ни шага в сторону), и потом получают за это деньги. Шире смотреть не могут - тот отсек мозга, который должен быть наполнен технической информацией, пустой. А что значит "шире смотреть?". Простой пример:
- У вас свечи надо менять.
- Почему?
- Пробитые.
- Меняйте.
Поменял. Завтра этот же клиент опять приехал:
- У меня опять затроило!
- Тогда у вас электронный блок управления неисправен.
- Почему?
- Потому. Я диагност и я знаю.
Ну да… свечи-то посмотрел, а вот на высоковольтные провода даже не взглянул, об этом на форуме не написали.
"Диагност-однодневка". Бабочка. Живёт недолго. Но в отличии от безобидной бабочки, такая категория "просто людей из автосервиса" может и "дров наломать", и надолго испортить настроение автовладельцу.
А теперь посмотрим на другой раздел форума Легион-Автодата: , "Инструменты для работы"=
Каждый, кто работает руками (и головой, естественно), знает, что иногда в работе нужны такие приспособления, которых или нет в природе, или они есть, но стоят умопомрачительно. И тогда приходится включать голову и придумывать. Вот, например, чем поделился участник форума penkill из Санкт-Петергбурга:
"А я эти топливные " нажималки " глубже продумал. " :-) Нажимные упоры сделал круглыми, и клешнеобразный зев, что позволяет использовать их под различным углом".
Ещё от него же: "А еще шприц может являться одновременно и мензуркой, и мениском. Вот например притащили каптиву которая заводилась только с толкача. Здесь и сифон для исключения топл. магистралей. Нашли сливающую больше всех форсунку по-быстроляну":
Участник форума sasha70 поделился другим: "Простейшее приспособление. Работать станет удобней":
Участник форума nowuser показал своё нехитрое приспособление, которое поможет не материться при работе:
Ну и так далее. Обо всём рассказать просто невозможно, а если есть желание, то сходите и посмотрите сами.
Теперь о наших статьях. Их уже накопилось много. Сами посмотрите:
Больше тысячи статей. Причём, обратите внимание: более 10 лет, с очень далёкого 2004 года наши статьи пишутся и выходят регулярно, без перерывов. О качестве статей может говорить хотя бы такой факт: несколько статей были украдены и без использования авторства использованы при защите кандидатской диссертации в одном из российских университетов.
Статьи разбиты по разделам, и есть на любой вкус. Написаны не только для профессоналов, но и "для широкого круга читателей". Кого-то из наших Авторов выделять не буду - все статьи хороши по-своему, каждому читателю - своё.
И читая статьи всегда надо помнить, что Авторы статей делятся с читателями своими наработки и своим опытом работы, который может отходить от рекомендованного. Но это не есть "неправильное": движение вперёд невозможно без каких-либо ошибок. Кроме того, читателям надо помнить, что "информация подвержена старению".
Начало статей 2015,
"Справочник всегда под рукой"
Продолжает удерживать первенство по количеству просмотров раздел "MotorData — интерактивная справочно-информационная система по диагностике и ремонту автомобилей".
Сейчас эта программа, придуманная и созданная компанией Легион-Автодата, уже встала на ноги, однако, если сравнить её с другими подобными программами (например, Alldata), то МоторДата ещё в самом начале пути (AllData живёт более 30 лет). Есть куда расти и развиваться.
Плюсы и минусы программы? Не хочу оценивать со своей колокольни, есть другие, более весомые мнения:
"На московской выставке Интеравто 2014 компания Легион-Автодата получила профессиональную награду "Золотой Ключ" за информационно-справочную систему для специалистов автосервисов MotorData
И мнения пользователей программы:
Остаётся только пожелать успехов коллективу разработчиков программы МоторДата. Программа полезная и нужная. МоторДата заняла "свободную нишу", там есть та информация, которой нет ни в AllData, ни в Mitchell On Demand и в других подобных программах.
Что можно сказать в заключение: форум Легион-Автодата востребован. Он нужен людям. И я чертовски рад, что могу общаться с умными, перспективными людьми, которые и работают, и смотрят в будущее. Спасибо всем.
Кучер Владимир Петрович
© Легион-Автодата
Союз автомобильных диагностов
Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):