Как найти неисправность в системе управления. Часть 2

30.09.2020

Вот об этом как раз и хотелось поговорить, а не о том кто наперегонки, быстрее сделает. Все статьи правильные, в том плане, что раскрывают множество способов. Но способ, если уж совсем по-современному, это- лайфхак. Естественно на пустом месте ему не возникнуть. А что является основой?
Системный подход, который включает в себя методы и способы поиска неисправностей. Никакой теории. Все реально. И главное, что те, кто возможно скептически к этому утверждению отнесутся, сами же их используют. Методы - это основа. Они никогда не используются все, а только те которые возможны к применению в конкретном случае. Методы в области поиска и устранения неисправностей уже давно и все открыты. Поэтому если вдруг кто-то думает, что открыл в этой области что-то новое, (некоторые даже в тайне держат,) разочарую - Нобелевская премия вам не грозит. Способ (лайфхак) - это один из бесчисленного множества вариантов локализации неисправности, указывающий как это можно сделать. Здесь можно много чего придумать, тут поле, которое можно еще пахать и пахать. Так вот подобранные методы и способы, для нашего случая, при определенном алгоритме их использования и представляют собой методику поиска и устранения неисправностей в системах управления автомобилем. А любая методика подразумевает системный подход к решению проблемы. Иными словами - имеемое оборудование и приборы, собственные знания, опыт, справочная информация и т.д. и т.п.- все используется для достижения цели и применяется в определенной системе.

Если же специалист, имея оборудование, навыки, опыт копит информацию о возможных неисправностях и способах, которыми они были устранены и основываясь на этом пытается работать, ошибки и тупиковые ситуации ждать себя не заставят. Да и объем информации станет таким, что пользоваться ею станет ну очень затруднительно, а порой и невозможно. Человеческий мозг уникален, но дефрагментацию ему, как жесткому диску не сделаешь. Самому надо, программы, которая это сделает за вас, нет.

Раньше высказав нечто, подобное было принято давать ссылку на первоисточник. И я мог бы привести его, но боюсь что, к большому сожалению, для современных диагностов он окажется «не в авторитете». Действительно, что там, в тоталитарном СССР могли придумать.

Ладно, ссылаюсь на иноземный источник, тем более что он у меня есть. И представляет он из себя методику поиска неисправностей в системах управления двигателей NISSAN VQ25DD-VQ30DD и VQ25DET. Собственно говоря, достался он мне давно, ну не было по первым двум – вообще ничего внятного. А машины были и в достаточном количестве, и неисправности появлялись на них. Вообще я искал описание, человек, который мне предложил эту методику сказал: -«это не описание, но ты разберешься и работать с этим можно».Изначально была мысль поставить на комп шрифт. Но потом я от этой мысли отказался. Иероглифы бы только мешали. Ведь это методика, а значит в ней действия, путь и данные. Если так, то зачем мне текст. Ну например:

Вот распиновка блока управления и диагностического разъема.

А ниже то, что я на этих пинах должен видеть при проверке.


И зачем тут иероглифы. Но это я забежал немного вперед. До этого нужно еще дойти, чтобы начать проверки, причем проверять то, что нужно, а не все подряд. Оставить наиболее вероятное направление, из трех возможных. Иными словами, отправная точка, с которой начинает диагност, должна иметь три вероятных направления. Четыре уже не желательно, хотя для данной методики такая возможность предусматривается. Это потому, что она написана под CONSULT. С хорошим мультимарочником, имеющим некоторые дилерские функции и возможность проведения тестов исполнительных устройств системы можно рискнуть, но…. Это на любителя острых ощущений.

Так как же это реализовано в методике для специалистов Nissan.Смотрим. Отлично постарались и сделали доступной информацию даже для тех, кто языка не знает.

Не люблю комиксы, но в данном случае наглядность понимание они обеспечивают. Нижний, это клиент…(интересно, сколько бы им потребовалось страниц, чтобы изобразить нашего, у которого машина сломалась.). А в серединке диагност и вот три пути от исходной точки. Вот здесь и начинаются отличия. У нашего, с мультимарочником все три пути будут исходить из одной точки сразу и никаких зазоров, чтобы сначала шагнуть посмотреть налево, потом чуть вперед и посмотреть направо, а можно и вперед и даже вернуться на исходную. Да и повернув в любую сторону, их диагност может дойти до развилки, проверить все ответвления не заходя, в каждое. А как же наш будет выглядеть в исходной точке, да и сам точка. Думаю, что вот так:


Никаких шуток. Не японский комикс, конечно, но для сравнения на уровне ассоциаций, думаю, более чем достойно. Экипировка нашего диагноста такая же, как и на картине. Только вместо лука, копья, булавы-мультимарочник, осциллограф, мультиметр, куча всяких датчиков и прочих приспособлений и ….. У витязя на картине есть и оружие, которое не видно. Именно не видно, предположить, что у него на левом боку висит еще и меч, несложно. Я не о нем, а о том, что вообще скрыто, но в критической ситуации он его может достать ….. и это может оказаться весомым и решающим аргументом. Засапожный нож, и место его в голенище сапога. Я помню, что вынес в заголовок статьи. И обязательно, на конкретных примерах, не выдуманных, а реальных, с подробным разъяснением, приведением конкретных методов и способов, покажу, как это работает. Но вначале мне нужно пояснить, что же лежит в основе. Если начну с определений и, что под ними понимается….. то некоторые воспримут это как некую теоретическую тягомотину. Да сам спал на лекции, когда читались общие принципы построения автоматизированных систем управления. Считал, что это голая теория, и она мне никогда не понадобиться. Но уже понятно, что и через приведенный пример поиска неисправности на Тойоте, и японскую методику с комиксами и через картину Васнецова… все это прикрытие. Протаскивается нечто другое. И это другое - типовая методика поиска и устранения неисправностей. Придумана, не японцами это точно. Но японцев мы оставим, для сравнения, что бы было понятно - все написанное мною ниже это не плод моего воображения. И про скрытое оружие тоже расскажу, о котором должен каждый диагност знать. А вот иметь его или нет, использовать или отказаться решит каждый сам.

И так, я несколько раз упомянул « магическую цифру» три. Но, что касается картины, то это просто совпадение. Ну, действительно, если подойти к булыжнику, торчащему из земли, остается три направления.

Поэтому пояснение начну с вопроса: - Из скольких основных составных частей состоит система управления?

Правильно, трех. Я начинаю с самой максимально упрощенной, тем не менее, верной схемы. Рисовать не буду, буду писать. Кому-то если захочется наглядности – рисуйте. И так три квадрата, или любые другие фигуры. Они будут основными составными частями. Теперь давайте назовем эти составные части и впишем эти названии в соответствующий квадрат. 1.Объект управления. 2.Орган управления. 3.Орган(ы) обеспечения (естественно предыдущих двух). Причем данная упрощенная структура будет справедлива для любой системы. А теперь поставлю вопрос по-другому:- а если нарисовать упрощенную схему управления двигателя автомобиля (не просто конкретизирую вопрос, делаю это с умыслом). Первый стоял о системе вообще, а теперь конкретно. Причем сделать это нужно не изменяя количество основных составных частей. Их должно остаться три. С первым квадратом мы справимся легко. И прямо под написанным общим названием напишем слово «двигатель» (а если еще указать и тип, то это вообще будет конкретно). А вот с оставшимися двумя будет посложнее, во втором квадрате придется указать не только блок управления, а и остальные элементы через которые и с помощью которых осуществляется управление двигателем. Места мало, да и для восприятия не очень. Тоже самое и третьим квадратом - придется указать наполнение, а это не только источник питания. Вывод: назначение системы, и все что в нее входит, определяет объект управления. Система управления всегда создается под объект, которым нужно управлять.

А как же быть, с квадратами вариант не прошел, а ведь взглянуть на систему управления, для понимания что там и как работает иногда очень полезно. А японский вариант посмотрим, тем более что он из их реальной методики.


Уверен, что многие нечто подобное видели, но не уверен, что все вникали, что это. Все что написал выше изображено наглядно. Рядом со схемой системы управления я еще поместил одну картинку. Она уже была и частично мы ее рассматривали. Обращу ваше внимание на верхний квадрат, где в более сжатой форме показано то, что изображено на схеме. Двигатель - да, диагност обязан определить неисправность, если таковая имеется, все возможные датчики - да, и форсунка нарисована, под ней понимаются все исполнительные устройства. А почему только это? А потому что для проверки, третьего квадрата методика будет другая, учитывая то, что входит в обеспечение (а что касается электропитания, это в данной методике не упущено.Оно есть, но в части касающейся.). А если говорить об объекте управления, то там и терминологию придется поменять, там придется рассматривать взаимодействие механизмов. Но основа не изменится(подход) и магическая цифра три, останется. Потому, что мы подходим с точки зрения типовой методики. А теперь переходим к тому, как же выбрать точку, от которой начать движение. Поскольку оснащенность у нас соответствующая, нам бы эту точку найти поближе к неисправности. Желание не удивительное, но кто где окажется, зависит от нескольких факторов. Вот один из них мы и рассматриваем. Я начну с ситуации, которая наверняка известна многими. Это когда неисправный автомобиль попадал к вам в ваше отсутствие. И у вас не было прямого контакта с хозяином машины. Все что вы имеете из первичной информации, так это то, что авто привез эвакуатор и машина не заводится. Вот здесь вы точно попадаете в положение витязя на распутье. И выбора у вас нет. Но есть магическая цифра «3».И придется начинать с ранее упомянутых основных составных частей системы.

В данном случае применяется метод исключения. Смысл его прост: - исключить из трех две, оставив только ту, в которой неисправность. Каждый метод подразумевает использование способов. Тоже все просто. Способов великое множество, выбирайте приемлемые, используйте их в сочетании с другими и исключайте, то, что гарантировано исправно. И замечу сразу, если вы попали в такую ситуацию, на этом этапе проявите внимательность и особую скрупулезность, если есть хоть малейшее сомнение, устраняйте его. И главное не пропустить ничего. Ибо « ух ты, ё- моё, забыл»,обернется потом возвратом в исходную точку, потерей времени и бесполезной работой. Допустим, что вы уверенно исключили, и у вас остался, орган управления (все что в него входит). Вот теперь вам нужна информация в виде данных. Все можете обнажить сканер, в смысле подключить. Сканер, это уникальный прибор, с помощью него получаете данные о состоянии системы и ее элементах, цифровые значения в различных единицах измерения, можете проводить тесты, наблюдать в динамике изменение параметров, рассматривать графики …ну и куда же без этого, считывать ошибки. Некоторые мультимарочники, обладают и какими- то специальными функциями. Короче при знании возможностей своего прибора, и умении использовать его на все 100.Вы далеко не беспомощны. Если есть ошибки - вам помощь. Проанализируете их, иногда комбинация ошибок, сразу дает информацию, что с машиной что-то пытались делать, и это не следствие неисправности, а последствия от безграмотных лафхаков (способов), с помощь которых пытались выйти на причину, или завести авто. Удалите их, бывает, что удаляются не все. Проанализируйте, может ли неисправность, вызвавшая появление такой ошибки, повлиять на запуск авто. Ошибки, которые удаляете, нужно запомнить, не исключено понадобятся (самая острая память, все равно проиграет самому тупому карандашу).

Вот и от метода исключения незаметно перешли к методу анализа данных. Дальше данных будет больше, но не нужно их сразу все пытаться проанализировать. Помните о цифре «3». При включенном зажигании посмотрите основные параметры, соответствуют ли они своим исходным данным. Система управления начинает работать сразу, как только на нее подается питание. Времени этот просмотр не займет, а лишним не будет точно. Дальше можно прокрутить двигатель стартером, и посмотреть, как в динамике реагирует система. При этом на контроль выводите три основных параметра:- топливо, воздух, зажигание. Но здесь делаю отступление. Выше писал, что главное ничего не упустить. Вот и довел до этого момента, а дальше уже нельзя. Да, мы исключили и оставили ту основную часть системы, где возможна неисправность, Но кое-что я оставил, и эта информация была постоянно, по умолчанию. А дело вот в чем:- существует «нечто», и отдельные системы, которые не входят в систему управления двигателем. Но создать ситуацию, при которой машина не заведется, могут на раз-два. Штатная противоугонная система. О ней ничего не было сказано. Но было подмечено, что на начальном этапе, важно все учесть и не чего не пропустить. А теперь о «нечто». Разве никому не попадались автомобили, в которых помимо штатной противоугонки, стоит еще и китайское изделие, предназначенное для дистанционного запуска авто и его охраны. А теперь посчитайте, сколько к нашим «трем путям» добавилось еще. Со штатной системой ладно, рано или поздно, находясь в салоне, вероятность, что обратишь внимание на это, достаточно высока. Сделаешь пол-оборота, проверишь. А вот с китайской «неучтенкой», тут и шагом назад можешь не отделаться.

В самом начале, при описании поиска неисправности на Тойоте, написал следующее:- «Выполнены первичные проверки (тесты), осмотр, и определено направления движения». Это я не сам себя цитирую….Фраза похожа на дежурную, или на штамп. А сколько информации скрыто? Да в тех же статьях. Пишущий, далеко не специалист в этой области. Попросите его показать - легко. Рассказать пояснить бывает сложнее. А написать-разъяснить….это уже ближе к искусству. Поэтому в статьях и встречаются вот такие, с виду общие, ни к чему не обязывающие фразы. И делается это безо всякого умысла,- скрыть или недоговорить. Просто человеку кажется, что нет необходимости тратить время на написание разъяснений к вещам, которые само собой разумеющиеся, поэтому всем все понятно. А всем ли? А сколько тех, кто не понял или не воспринял, как я описал поиск неисправности на Тойоте ISIS? А поскольку мною это сделано, умышлено - раскрываю содержание.

Метод проведения осмотра, первичных проверок и тестов подразумевает под собой проведение всех первичных возможных проверок и тестов без использования какого- либо дополнительного оборудования и приборов. Осмотр проводится в тех местах и того, что может вызвать данную неисправность (состояние источника питания, проводов, разъемов ,жгутов на предмет целостности, надежности соединений и т.д и т.п. …далее по списку.). Первичные тесты:- включить зажигание; по индикации на приборной панели проверить распознавание ключа, если есть ИМО; если есть брелок сигнализации, закрыть двери, поставить на сигнализацию попробовать завести машину; (вариантов четыре: а) блокировка стартера, б) блокировка в цепи топливоподачи в)блокировка в цепях управления блока управления г) иное. Или комбинация нескольких способов блокировки, применяемые сигнальщиками с садистскими наклонностями). Можно продолжать перечень, но я не обучаю…. Просто подсказываю.

В третьей части статьи будут показаны практические примеры применения методик.

Маркин Александр Васильевич
© Легион-Автодата


(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Союз автомобильных диагностов