Mitsubishi Galant (1994). Холостой ход

Человеческий фактор в неисправности

05.08.2015

Автомобиль леворукий, древний, из города Калининграда - клиент в Москве на заработках и машина ему нужна как воздух. А тут раз и сломалась: "Не держит холостые обороты".
Клиент нашел меня через Интернет, когда приехал на ремонт, сказал:
- Начал искать подобные случаи, и наткнулся на ваши статьи. Возьмётесь делать?

Понимаю на что он намекал: автомобиль древний, такие авто стараются в ремонт не брать по причине того, что "много с владельца не возьмёшь, а проблем можно нагрести много". А я беру такие автомобили в ремонт. И на это тоже есть причины: во-первых, такие машины достаточно просты в понимании, а во-вторых, "мне просто интересно!". Да, денег много могу и не заработать, но приобрету гораздо большее - опыт. А это штука такая, что деньгами его не оценить, а пригодится всегда.

Итак, начали: принудительно подаю питание на регулятор холостого хода. Моторчик должен заработать и шток будет выдвигаться или задвигаться. Проще всего это сделать подавая питание от батарейки типа "КРОНА". А проверить, как отрабатывают датчики Холла встроенные в данный регулятор, можно с помощью осциллографа. Осциллограмма исправного регулятора должна иметь следующий вид:


Но, на данном регуляторе этого не происходит. Вижу, что контакты искрят, цепь есть, а шток не двигается. Тут могут быть такие причины:
- замыкание в моторчике
- механическая причина, из-за которой моторчик заклинило

Снимаю регулятор ХХ и начинаю разбираться более детально. Как можно увидеть на фото ниже, конструкция самая обычная для тех старых годов выпуска:


Моторчик крутит светлую шестеренку, она вращает чёрную шестерёнку, которая приводит в движение "запорный шток" (конус), который перекрывает или открывает канал поступления дополнительного воздуха.

Так как опыт восстановления подобной древности имелся, то меня крайне заинтересовали слова клиента:
- И вот что интересно: иногда, когда машину тряханёт на кочке, обороты восстанавливаются, холостой ход становится нормальным.

Это укрепило предположение о том, что причина неисправности механическая - чудес не бывает, неисправность или в электрической части, или в механической, а так как всю электрику уже проверил, то остаётся что-то из банального.

Так оно и оказывается. Когда снял все шестеренки, то причина неисправности оказалась прямо перед глазами.


В центре рабочей площадки вы видите посадочное место запорного штока и сам шток. И если посмотреть повнимательнее, то увидите, что он сломан:


Что можно сказать: конус сломался, отвалившийся от него кусок болтался внутри корпуса и временами попадал в шестеренки и клинил их.


А когда автомобиль трясло на кочках, отломившийся кусок выскакивал, освобождал шестерни и появляся "какой-то холостой ход". Но в конечном итоге отломившийся кусок окончательно заклинил шестерню. Проблема неисправности механическая.

Владельцу автомобиля была обрисована сложившаяся ситуация и предложены такие пути решения проблемы:
1. Приобрести новый регулятор ХХ.
2. Выставить оптимальный ХХ, снять разъем и добраться до "знакомого токаря", который выточит новый запорный конус.

Клиент выбрал второй вариант, уехал довольный, благодарил Интернет. Смотрел ему вслед и немного удивлялся: "- И чего бояться брать в ремонт такие старые автомобили? Там же всё намного проще, чем в авто выпуска последних годов. Простота древних автомобилей - основа понимания работы современных автомобилей".

Что могу порекомендовать почитать по системам холостого хода: "Mitsubishi Space Runner (1993). Проблемы с холостым ходом", Статьи Рязанова Фёдора Александровича "Системы стабилизации холостого хода" - часть 1, часть 2, часть 3

Всем удачных ремонтов!

Кудрявцев Михаил Евгеньевич
(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
http://mmctuning.ru/
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата

Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):