Как найти неисправность в системе управления. Часть 1

20.09.2020

Toyota Isis, мотор 2ZR, рождения 2011 года. Хозяин, наш клиент давний. Машину поменял недавно. В прошлом году ее обслуживали, меняли жидкости, свечи, фильтра…Машинка бодрая, рабочая. Каких- то подозрений не вызывала. Мы ее проверяли и перед покупкой. Короче звонит, спрашивает, может ли подъехать. Через полчаса уже общаемся. Парень, спокойный по характеру, паникерских настроений за ним замечено не было, за рулем давно. Машину слышит и чувствует, проблему излагает хоть и на уровне ощущений, но суть передает верно. Что его насторожило: иногда чувствует толчок, на сбросе газа или в начале разгона. Которые повторяются бессистемно, но за последние несколько дней толчки стали повторяться чаще. И еще ему кажется, что звук работающего двигателя на холостых оборотах стал другим. Каким, объяснить не может, но машина работала по- другому. СЕ не горел, иными словами ошибок не было. Вот такая картина.(все бы такие клиенты были). Выполнены первичные проверки (тесты), осмотр, и определено направления движения. Неисправность присутствует…(вот тебе и СЕ не горел) причем гаденькая такая. Полностью себя не проявляет. И система зафиксировала ошибку Р1605. Тоже не подарок. И Мотор Дата не радует, давая перечень возможных неисправностей по этому коду.


В ходе первичных проверок этот список был существенно сокращен. И на сканер были выведены параметры, которые нужно было посмотреть в динамике. Параметры были сгруппированы в две группы. Можно было бы и все вывести, но тогда было бы сложно рассматривать графики. Но вторая группа не потребовалась. И так:



В принципе все перед глазами: обороты, форсунки, воздух, зажигание… и нагрузка на двигатель. Сейчас маркер(красный пунктир) выделяет точку на участке холостых оборотов. И этой точке соответствуют такие же точки на графиках других параметров. Подчеркну, меня сейчас интересует динамика процесса. И никакого анализа сигналов я не провожу, это не осциллограф. Поэтому я просто перемещаю маркер, чтобы видно было, как изменяются параметры в этих точках. Запись можно посмотреть в динамике на сканере, когда угодно и сколько угодно, а здесь я могу только дискретно. Поэтому продолжу. 



Вот собственно и все. Теперь показываю неисправность не на графиках.


Ха-ха… удивил. Неисправность нашел! Скептикам отвечаю:- скажите мне коллеги, а каким это чудным образом, исходя из выше изложенного, меня занесло сразу в систему зажигания?(не сразу, и интуиция не причем) И потом, неисправные элементы системы, которые были замены, находятся на двух фото- среднем(свечи) и крайнее правое –катушка. Первое фото – это показано, какой зазор образовался. Ну и как теперь, насчет рядовой неисправности? Немножко «усугублю». Выявить такую неисправность катушки,

традиционными способами: проверкой на разряднике, когда на ХХ она работает (вряд ли пропуск удастся зафиксировать) или даже осциллографом было бы весьма затруднительно. Хотя мысль о проверке катушек при таких зазорах на свечах, возникнет однозначно. Свечи были заменены, проверка катушек произведена. В результате одна из них попала под замену. Скажу сразу, после замены свечей возникло ощущение, что неисправность устранена. Но помним, что говорил клиент… поэтому изменяем режим работы двигателя. Даем ему максимально возможную нагрузку, включаем передачу свет кондиционер. Это делается на стоячем работающем авто. И толчок проявляется. Да, нужно выждать достаточное время, чтобы его дождаться. Поэтому осциллограф для такой проверки не совсем удобен. Ведь в процессе теста потребуется либо изменить нагрузку, либо вообще ее убрать. А осциллографом придется записывать достаточно большой промежуток времени, а катушка не одна. Потом все записи нужно будет просмотреть и найти этот пропуск в системе зажигания. Для этих целей, не пользуюсь осциллографом. Раньше да. И подобные пропуски, преимущественно определял не по вторичке, а по сигналу управления на катушку. Но уже давно так не делаю, ибо имею прибор, позволяющий бесконтактно определить такую катушку, или выявить иную неисправность в системе зажигания.


Собственно он и предназначен для определения подобных пропусков в реальном времени. Удобно быстро, наглядно. Система зажигания выбирается любая из существующих, а на дисплее отображается три параметра: - обороты двигателя, время горения искры и выходное напряжение катушки зажигания. Хотел прикрепить видео, но из меня оператор…. Делать два дела одновременно, неблагодарное занятие, да и качество видео страдает сильно. Поэтому просто делаю захват с экрана отдельных стоп кадров. Вот ниже, это третья катушка. И пропуск : 0,65кВ, 0,24кВ, 0.33кВ напряжение на выходе, время горения искры 1,9мс,


Величина выходного напряжения на катушке должна находиться в пределах 10-14кВ на ХХ, время горения искры 1.3-15мс.

Это исправные катушки.


Но это не все, вот еще один « помощник» - грязь.


Не сказать что много, только это если снаружи смотреть. А если снять заслонку и поставить лампу на просвет, вряд ли увидишь зазор. Поэтому повторю вопрос: а не много ли увиделось вот на тех графиках, причем сразу? Отвечу - нет. Обратите внимание, сколько и какие параметры выведены на график. Ну, обороты это святое, это единственное чем двигатель может пожаловаться, «даже вслух», взяты для точки отсчета при сравнении остальных. Я их и изменяю ступенькой:- хх, средние, хх. Есть еще зажигание, есть форсунки, есть % открытия заслонки….а еще есть % нагрузки на двигатель.   

Из списка возможных неисправностей, указанных в MotorData Professional, было исключено все за исключением четырех. Чтобы исключить четвертое направление поиска или подтвердить его и был выведен параметр характеризующий нагрузку на двигатель. И даже при дискретном рассмотрении графиков, очевидно, что иные системы, или устройства, не входящие в систему управления, не оказывают на нее никакого воздействия. А данная нагрузка характерна для двигателя, который не отдает положенную ему мощность. Должен сразу сделать оговорку, здесь нет скринов когда я просматриваю некоторые параметры, просто включив зажигание. Кстати полезная вещь при анализе данных. Здесь нет скринов проверки и тестов реакции системы на нагрузки. Эти тесты проводятся быстро и сразу, как и некоторые иные, и фиксировать каждый не входило в мои планы, шел обычный рутинный поиск неисправности, а не готовился конкретный материал. Да и, кроме того, способов очень много как что проверить и каждый выбирает их сам. Поэтому кто-то возможно и подошел бы иначе и возможно сделал бы это быстрее, исключив совсем лишние телодвижения. Но здесь хочу отметить, какой бы вы метод или способ не выбрали, он всегда будет верным, если результат достигнут. Время затраченное…. Да. Впустую его тратить жалко, а тем более на бесполезную работу. Ну и где выход? Он есть и давно известен. «Все уже придумано и опробовано до нас». Сколько технических статей находится на сайте? И во всех есть описание неисправностей, и способов их локализации. А чего же нет?

Об этом Вы сможете узнать в следующей части данной статьи….

Маркин Александр Васильевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Союз автомобильных диагностов


наверх