Mitsubishi ASX (2013). Климат-контроль

Человеческий фактор в неисправности

10.08.2015

После устранения подобной неисправности, о которой расскажу ниже, иногда задаюсь вопросом: "Это была уверенность владельца авто в том, что "это так просто сделать", или самоуверенность? Или кризис так придавил, что приходится экономить на путешествии в автосервис? Сколько раз уже говорилось, что если не занимаешься постоянно диагностикой и ремонтом автомобилей, то нечего экспериментировать - себе дороже выйдет". Так получилось и здесь, послушайте короткую историю этого простого, на взгляд клиента, ремонта.

Автомобиль поступил на ремонт с неисправностью в блоке управления климат-контролем - не регулируется положение "тепло-холод". На этих машинах уже применяется шаговое управление заслонками, в отличие от предыдущих моделей, где были актюаторы сервоприводов с обратной связью, то есть, там стоял потенциометрический датчик, что давало возможность блоку управления климат-контролем понимать, в каком положении стоит заслонка ("обратная связь"). В схемотехнике современных авто (Mitsubishi ASX, Mitsubishi Lancer 10, Mitsubishi Outlander) используется шаговый двигатель: блок управления задает определенное количество шагов и уже относительно этого всё регулируется.

На фото, снятый актюатор климат контроля, отвечающий, за привод заслонки "тепло-холод" или "air mix" с подключенными щупами пробника.


При устранении данной неисправности мне помог логический пробник.


Чтобы долго не занимать ваше внимание, отсылаю к нашим статьям, где об этом написано подробно, с картинками и видео: "Устройства для проведения автомобильной диагностики" Часть 1 и Часть 2

При помощи логического пробника, где есть возможность одновременно проследить наличие сигналов на четырех каналах, начинаю проверки, одновременно сверяясь со схемой: "это у нас банальный шаговый двигатель":


Что выясняется: три канала сейчас отключены, а четвертый "сидит на минусе" (зелёный светодиод):


Положение регулятора было "максимальный холод". Сейчас проверим в другом положении: "Максимальная жара". Что видим:


Сигнал проходит, но крайний справа канал как был закорочен, таким и остается (горит зеленый светодиод). Это может говорить о том, что управление данным актюатором климат контроля не работает. Если горит зеленый светодиод, это означает, что туда приходит постоянный "минус". Или по-другому: "Управляющий транзистор данного канала пробит на "массу" и постоянно открыт. Соответственно, обмотка шагового двигателя будет постоянно нагреваться, и может сгореть еще и актюатор.

А как должно быть: при регулировании температуры у нас должны попеременно перемигиваться светодиоды с красного на оранжевый.

Три канала это показывают (там светодиоды перемигиваются, можно посмотреть на видео), а четвертый нет. "Сидит на минусе". Надо проверять контроллер, который располагается в той же самой панели, где располагаются регуляторы управления:


Для наглядности, я отсоединил разъем от актюатора заслонки, и на фото видно, что четвертый канал так и продолжает "сидеть на минусе":


Сверяюсь постоянно со схемой: какой цвет провода (чёрный с голубой полосой) и куда идет:


Дальше надо снимать блок управления и внимательно его изучать…


Что тут есть важного: надо внимательно смотреть на другую панельку, где "аварийка и подушка безопасности", там разъемы одинаковые с блоком управления климат контролем ( или просто печкой, кому как нравится):


При неправильном подключении будем иметь сгоревший блок управления климат контролем. (на фото выше и ниже: слева панель "аварийки и подушки безопасности"):


Что в итоге выяснилось: как и предполагалось, истоки неисправности лежали опять в плоскости "человеческий фактор". Владелец автомобиля решил самостоятельно установить климат-контроль. Как уже говорил, на этих моделях внешние панели климат-контроля от кондиционера не отличаются, можно заменить (на автомобилях Mitsubishi ASX, Lancer 10, Mitsubishi Outlander).

Владельцы авто блок управления кондиционером сняли и самостоятельно поставили блок управления климат-контролем. И всё бы хорошо, да разъемы перепутали. Тем более, что длина проводов позволяла (что немного удивительно, так как японцы, обычно, всегда чётко расчитывают длину проводов, предполагая, наверное, что если будут что-то менять, чтобы один разъем не поставили на место другого).

Здесь разъемы (фишки) были перепутаны: разъем с "аварийки" был подключен на управление кондиционером. А всего-то и надо было - как-то пометить разъемы при снятии. Не озаботились этим, никак не пометили и получили то, что получили - блок управления климат-контролем благополучно сгорел (вышел из строя).

Когда владельцы это увидели, то поставили всё быстренько обратно - опять не работает. Увы, в таком деле "умерла так умерла!".

"Человеческий фактор" штука живучая, он неубиваем, даже несмотря на десятки напоминаний о том, к чему это может привести. Некоторые наши статьи по теме "Человеческий фактор и автомобильная проводка": часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
Ну и так далее. Кто заинтересовался и не хочет попасть в такую же ситуацию как в этой статье, можете узнать много интересного из статей по этой теме.

Вот видео этого проведенного ремонта:


Всем удачных ремонтов!



Кудрявцев Михаил Евгеньевич
(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
http://mmctuning.ru/
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата