V конференция "Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов". День 4
20.08.2017
Конференция подошла к середине, сегодня был четвёртый день. Тема:
"Диагностика механического состояния двигателя"
Лекцию проводит Газетин Сергей Павлович.
Технический эксперт компании "Интерлакен Рус", руководитель отдела обучения компании "АмЕвро", дипломированный инженер в области электроники, автор многих статей по автомобильной диагностике, практикующий диагност со стажем работы более 20 лет. Основная специализация - диагностика бензиновых и дизельных двигателей. Сертифицированный тренер по обучающим модулям "Vehicle Electrical Basics", "Vehicle Electrical Advanced", "Vehicle Electrical Multiplexing", "Diesel Diagnostics", "Turbocharger Systems" учебной академии DELPHI.
Тема, на первый взгляд, совершенно плёвая: "Диагностика механического состояния двигателя", уверен, что почти каждый автодиагност, "двигателист" и далее по списку - они все уверены, что эту тему знают досконально.
Уверены. Замечательно. Тогда задам пару вопросов:
1. Почему вопрос по свечам зажигания, по измерению компрессии и сопутствующие нюансы заняли у лектора Газетина С.П больше полутора часов?
2. Почему на лекции присутствовали люди из руководящего звена автосервисов?
Конечно, я бы сейчас мог дать возможность послушать диктофонную запись всей лекции, но делать этого не буду принципиально. Догадались почему?
Правильно: "Каждый человек строит свою жизнь самостоятельно". Захотел - приехал на лекции послушать, не захотел - не приехал, потому что знаний у него хватит на всю эту жизнь и на кусочек следующей.
А нюансов было рассказано много. Как по свечам зажигания, так и по теме измерения компрессии и сопутствующим вопросам. Что рассматривалось:
1.2 Оценка состояния цилиндра бензинового двигателя методом визуального осмотра свечи зажигания: необходимые начальные условия, примеры типовых неисправностей, преимущества и недостатки метода;
1.3 Интегральная оценка величины давления картерных газов: используемое оборудование, способы подключения, анализ получаемой информации, интерпретация результатов;
1.4 Измерение давления конца такта сжатия (компрессия): используемое оборудование, специфика выполнения теста, анализ полученных результатов, преимущества и недостатки метода;
1.5 Измерение величины утечек (пневмо-плотность), определение причин утечек в цилиндре: используемое оборудование, специфика выполнения теста, анализ полученных результатов, преимущества и недостатки метода;
1.6 Диагностика состояния зеркала цилиндра, камеры сгорания и клапанной группы с помощью эндоскопа: используемое оборудование, типовые дефекты, анализ получаемого изображения, преимущества и недостатки метода;
2.1 Обзор современных методов диагностики двигателя с использованием осциллографов и мотор-тестеров;
2.2 Тест относительной компрессии в цилиндрах по пульсациям тока стартера: используемое оборудование, специфика проведения теста, примеры типовых дефектов, преимущества и недостатки метода;
2.3 Тест относительной герметичности цилиндров по пульсациям давления воздуха в выхлопной системе: используемое оборудование, специфика проведения теста, примеры типовых дефектов, преимущества и недостатки метода;
2.4 Анализ изменения давления в цилиндре с помощью датчика давления: используемое оборудование, специфика проведения теста, примеры типовых дефектов, преимущества и недостатки метода;
2.5 Анализ пульсаций разрежения во впускном коллекторе: используемое оборудование, специфика проведения теста, примеры типовых дефектов, преимущества и недостатки метода;
2.6 Анализ пульсаций давления картерных газов: используемое оборудование, специфика проведения теста, примеры типовых дефектов, преимущества и недостатки метода;
Лекция была построена по принципу организации нашего мира: "От простого к сложному":
Измерение давления конца такта сжатия в цилиндре (измерение величины компрессии)
Преимущества: простота выполнения замера (для большинства бензиновых двигателей), не требуется специальное оборудование - используется универсальный измеритель (компрессометр);
Недостатки: величина компрессии в ряде случаев не позволяет судить о механическом состоянии цилиндра; наличие объективных проблем, осложняющих выполнение замера на большинстве дизельных двигателей;
Главное условие корректной проверки - исключение или минимизация поступления топлива в камеру сгорания;
Оценка герметичности (пневмо-плотности) цилиндра и определение причины утечки
Преимущества: возможность получения дополнительной, по сравнению с тестом замера компрессии, информации; возможность локализации места негерметичности;
Недостатки: необходимость удерживания К.В. в определённом положении, сложность подсоединения пневмотестера при работе с большинством дизельных двигателей;
Диагностика состояния зеркала цилиндра, поршня, камеры сгорания и клапанной группы с помощью эндоскопа
Преимущества: возможность получения объективной (не косвенной) информации о состоянии стенок цилиндра, днища поршня, тарелок и фасок клапанов, фасок сёдел клапанов, наличию и источниках поступления масла в цилиндр, и другой информации (наличие нагара, негерметичность форсунок, прогар прокладки головки цилиндров, поступление антифриза и др.);
Недостатки: необходимость наличия дорогостоящего оборудования (эндоскоп), сложность доступа к камере сгорания на большинстве дизельных двигателей, сложность или невозможность визуального контроля некоторых зон камеры сгорания и клапанной группы;
Важно! При работе с большинством эндоскопов необходимо исключить или минимизировать время воздействия на него высокой температуры;
Экспресс-проверка относительной герметичности цилиндров по пульсациям давления воздуха в выхлопной системе
Преимущества: простой и быстрый тест для экспресс-оценки сравнительной компрессии по цилиндрам, подходящий как для бензиновых, так и для дизельных двигателей;
Недостатки: невозможно получить объективную информацию о величине давления - тест может использоваться только для сравнения цилиндров, в качестве первичной оценки их состояния; требуется наличие осциллографа и датчика давления/разрежения;
Ну да ладно, с этим всё понятно, да и не рассказать о всей лекции текстом, вы же знаете, что "всё надо пробовать на вкус".
А самое "вкусное" - это именно "нюансы". Именно они вгоняют многих в тупик, и они же приносят прибыль как в моральном, так и в материальном плане.
Но повторюсь, дабы уверить вас, что я сейчас не рекламками занимаюсь, а рассказываю всё как есть: присутствовали люди, которых можно отнести к такому техническому сословию, как "играющий тренер-автодиагност", или по другому: "Руководящий и управляющий состав автосервисов". Им лекция была нужна. Не знаю, или для освежения памяти, или для того, чтобы послушать тонкости, о которых в интернетах не услышать, тем более, от "первого лица", от Газетина Сергея Павловича, которого можно назвать "автодиагност от сохи". У такого человека просто нет времени "вешать лапшу" или "ходить вокруг да около", объясняя тот или другой технический момент: только конкретные, аппробированные пояснения, разъяснения и уточнения.
Когда мы в перерыве разговорились с Олегом Филоновым из Ростова на Дону (ниже на фото)
То вспомнили конец 90-х годов, когда и он, и я приезжали издалека в Москву к Газетину для закупки оборудования.
Кстати, об Олеге. Он работает вот здесь:
Это автосервис "Пихтин-авто" . Олега можно назвать "играющим техническим тренером": он проводит регулярное техническое обучение специалистов автосервиса, и так же помогает в цеху своим сотрудникам, если у кого-то возникает "затык". Надо полагать, что технические вопросы в этом сервисе решаются оперативно, об этом говорит запись на ремонт - около 300 автомобилей в неделю проходит через этот автосервис.
И казалось бы, при таком потоке авто чего думать-то? Знай себе ремонтируй, да денежку собирай. Однако факт приезда Олега Филонова может сказать о том, что руководство этого автосервиса нацелено на перспективу развития, так как знания лишними не бывают.
На конференцию прилетел из Екатеринбурга Гордеев С.Н. (на фото ниже - второй слева).
Его тоже можно назвать "играющим техническим тренером.
Скажу честно: я удивляюсь, откуда у Гордеева находится столько времени.
И автосервис держать в полном порядке (запись на диагностику и ремонт на три недели вперёд), и в Японию-Китай летать для решения вопросов сотрудничества, и теннисом заниматься, и книгу по гибридам написать (скоро выйдет из печати), и многое другое.
А ещё важная составляющая такого мероприятия - общение:
Если человек имеет определённую нацеленность на общение, то он его найдёт.
Приведу только один (но показательный) пример: помните, год назад Гордеев С.Н проводил лекцию по маркетингу? И там тоже было много людей из "руководящего звена".
Так вот, слушайте дальше, только не буду называть фамилии и названия.
Сейчас в Москве и далее по регионам работают так называемые "сетевые автосервисы". Один, самый первый, не мог бы образоваться, если бы его руководитель и основатель не поехал на учёбу к Гордееву.
Не верите? Да я сам в шоке был, когда это узнал.
Короче, чего рассусоливать, говорю открыто: у нас в России в автодиагностике работают замечательно умные люди, которые реально смотрят в перспективу! И если отбросить весь "диагностический мусор и пену", то на выходе получается, что автодиагностика у нас в стране не умирает, она на подъёме, надо только умело и тонко помочь встать ей на ноги.
Сразу говорю, что на государство надеяться не стоит, у государства забот столько много, что им не до диагностики. Хотите пример?
Лет 12 назад я был молодым и горячим.
Деятельность развернул кипучую! Туда приеду, тому позвоню. С тем и с другим переговорю … наконец, пришло понимание, что без участия государства дело не сдвинуть. И пришлось обратиться туда.
В ответ меня эдак элегантно щёлкнули по носу, мол, тема серьёзная, тема очень и очень важная, мы всё это понимаем и очень-очень обеспокоены, но … и далее шла обыкновенная чиновничья отписка.
Так что надеяться надо только на себя и … на кого ещё?
Если у России только три друга: армия, флот и ВКС, то у автодиагноста друзей будет поболее: его голова, жена, дети, коллеги и руководства по ремонту. Вот только им и можно доверять. Всех остальных посылать далеко и надолго.
Не сразу, но понимание того, что "работать на перспективу выгоднее и денежнее" поймут и те люди из "около диагностической тусовки", которые сейчас нацелены на девиз: "Всё и сразу!".
Увы, но так не бывает. Надо погорбиться, помучиться, отработать сотни автомобилей.
Здесь нельзя спуртовать, здесь надо тщательно всё взвесить и готовиться на марафон.
Вы готовы к этому? Тогда приходите к нам на форум компании Легион-Автодата, там как раз собрались марафонцы автомобильной диагностики.
А ещё, 24 августа 2017 года состоится Форум автодиагностов.
Не буду и не могу рекламировать, так как не знаю, как всё сложится. Но по некоторым признакам будет интересно!
День четвёртый нашей Конференции закончился. Полезным ли он был?
Да, но только для тех, кто был на лекции: после окончания Конференции опубликуем видео-ролики с отзывами.
И самое последнее (вот уж не знал, что скажу такое): знания можно держать в голове и хвалиться ими перед собой. Но гораздо правильнее свои знания монетизировать. Но тут есть особенность: эффективно монетизировать можно только глубокие, фундаментальные знания.
© Легион-Автодата
И самое-самое последнее: приглашаем вас на Форум автодиагностов,
который состоится 24 августа 2017 г. Подробнее:
https://autodata.ru/training/august2017/forum.php
Темы форума:
• Будущее - J2534 (С.Светозаров)
• Доступ к информации производителей - возможно ли реализовать опыт Европы и США в местных условиях (М.Калинин)
• Перспективы развития отечественных информационных систем (Б.Осокин)
• Диагностика двигателя и трансмиссии по анализу работающего в них масла (д.т.н., профессор Р.Нигматуллин)
• Как зарабатывать в современных условиях (В.Постоловский)
• Свап как метод решения проблем современного двигателестроения (В.Пащенко, Уфа)
• Автосервисы: давление надзорных органов (С.Гордеев, Екатеринбург / Д.Шамсутдинов, Уфа)
• Предупреждение автосервисов о возможных судебных претензиях (на основании опыта судебных экспертиз) (В.Дроздовский / А. Хрулев)
• Награждение победителей суперфинала Олимпиады.
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата