Статья члена Союза автомобильных диагностов.
И еще два момента: 1 - наличие различных приборов не всегда идет во благо. 2 - Я никогда не даю советов, когда спрашивают, какое лучше оборудование приобрести...">

Осциллограф. Часть 12. Поиск неисправностей

Авторемонт. Ситуации. Часть 7

01.03.2010

Авторемонт. Осциллограф при поиске неисправностей,часть 7

Продолжение.


Причина этой неисправности - ползучие соли и наэлектризованная пыль внутри блока. Величина опорного напряжения 5,369В, это выше допустимого отклонения.



Фото 10


Такой сигнал можно увидеть на выходе датчика при включенном зажигании и неработающем моторе. Величина усиления выставлена панели. Сигнал достаточно мощный. Но ни нечистая сила, ни иные потусторонние силы здесь не причем. Многие, увидев, нечто подобное теряются.Еще несколько осциллограмм, и потом попробую объяснить суть происходящего.



Фото 11


На фото 11 сигнал датчика, который также введет систему управления в заблуждение. Не буду уже говорить, что будет происходить при оцифровке сигнала. И дополнительные характеристики, которые дают понимание о не идеальности импульса, здесь трудно применить.



Фото 12.


На фото 12 тоже далеко не «бубль-гумм». Сигнал должен быть с четкой периодичностью. А здесь ее нет. И откуда это все берется?



Фото 13


Я повторил фото 13 прямоугольного импульса. Вот если его рассматривая на осциллографе так, как осциллограмма темно-зеленого оттенка, но при этом помнить, что реально- это как на светло-зеленом , то можно найти объяснение. К этой осциллограмме нужно еще добавить, что большинство датчиков имеют внутри свой собственный усилитель. И усилитель не совсем простой. Хотя с экономической точки зрения дешевый, а поэтому он установлен в большинстве современных датчиков. Собран он по схеме с общим эммитером. В усилителе применена отрицательная обратная связь. Поскольку это усилитель импульсный, то к нему предъявляются и некоторые требования. Входные сигналы изменяются достаточно быстро. И основным показателем для такого типа усилителей служит импульсная передаточная характеристика. Переходные процессы для такого усилителя являются определяющими. И для точности передачи импульсных сигналов, фазовые и динамические искажения должны быть сведены к минимуму. Это и решается введением обратной связи в усилителе. Часть сигнала с выхода подается на вход. Глубина обратной связи рассчитывается, и любое изменение ее приводи к появлению искажений выходного сигнала.Что может повлиять? Да работа датчика в условиях не совсем благоприятных с точки зрения воздействия внешних факторов. Одним из таких факторов является температура. И ее перепады.


Фото14


Вот датчик, побывавший в неблагоприятных условиях (вид снаружи)


Фото 15


Фото 16.


Фото 15, 16 - это то, что внутри. Места пайки, выполненные тугоплавким припоем, приобрели «крупчатую» структуру и говорить о контакте в местах пайки можно весьма условно. Даже если он и есть, сопротивление в местах пайки явно изменилось не в меньшую сторону. А это значит, что и возможно изменение величины опорного напряжения внутри самого датчика, и глубины обратной связи. Поэтому мы и наблюдаем на выходе «не пойми что». Скорость процессов изменилась. Фазовые искажения вылезли. В общем, это желательно понимать… Разбирать ситуацию до формул по каждому случаю, моделируя и определяя что явилось решающим фактором: питание или изменение глубины обратной связи, мне кажется, особого смысла нет. Правильнее будет заменить датчик. Но все же, за счет чего возникает инверсия, попробую пояснить.

На фото 13 на осциллограмме есть кратковременный выброс амплитуды при достижении ею максимального значения. Он именно кратковременный и для прямоугольных импульсов он должен иметь определенное время и составлять определенную часть от максимального значения. Так вот, если в усилителе произойдет «нечто», что позволит затянуть время процесса, когда произошел максимальный выброс, а затем следует время установления максимальной амплитуды (это участок с затухающими колебаниями амплитуды на максимуме) и это время сравняется с длительностью самого импульса - мы получим на выходе амплитуду, значительно превышающую величину опорного напряжения.


Смотрим осциллограммы, фото 1


И такой сигнал, при всей его красоте и синхронности – не пойдет.Если же это «нечто», происходит в тот момент когда амплитуда импульса находится в районе выброса минимального значения и времени установления минимальной амплитуды- получаем «перевертыш», осциллограмма 2:


Тоже не пойдет. Не будет работать.Если произошедшее « нечто» изменило глубину обратной связи таким образом, что превратило усилитель практически в генератор, доведя до самовозбуждения, то нужно понимать, что усилитель все-равно своего входа не лишился. А поскольку в системе есть импульсные сигналы даже от тех же тактовых генераторов, значит, присутствуют и их гармоники. Которые, да, слабые, и даже конструктивно ослабленные для того, что бы исключить наводки на другие цепи, но они есть. И они так же попадают на вход усилителя. И кто сказал, что они не выполнят роль ту же, что и модулирующий сигнал, в модуляторе.


Несущая то уже появилась, усилитель уже возбудился. И вот тогда получаем вот такое, осциллограмма 3:



К такой осциллограмме может быть и вопрос, как приложение:-« Датчик в руке, подключен, зажигание включено… что это?». Можно рассмотреть еще датчики… ну, давайте еще посмотрим, но уже с помощью не осциллографа, а графического отображения на сканере, осциллограмма 4:


После анализа графиков и данных со сканера и графиков, решение было принято на более детальную проверку двигателя. Почему? А потому, что показания MAF напрямую зависят от работы двигателя. Не датчик воздух «сосёт», а двигатель. И датчик ни чем не управляет, он просто фиксирует какое количество воздуха прошло через него. А система конкретизирует - за «определенный отрезок времени»(цикл). Датчик исправен, подсосов нет. Нет, ну можно на коррекции набросится, на ДК, на форсунки, ЭБУ попробовать призвать к ответу


С сигналами на исполнительные элементы значительно проще. Белых пятен меньше(Чего нельзя сказать об ошибках, которые можно допустить), осциллограмма 5:


Неисправность в катушке зажигания.

Можно, конечно, дать осциллограммы и форсунок, и заслонки и клапана VVT и пр., но мне кажется, что сказано уже достаточно, чтобы определиться с главным при проверке (диагностике) автомобиля, когда он не работает или работает не так как надо.


Что еще играет существенную роль? Конечно же, приборы. Оснащенность у всех разная. Поэтому не зацикливаясь на осциллографе, мы ему уже воздали по его значимости, о сканере тоже говорилось… Немного об эргономике можно сказать и возможностях.


Те, кто считает, что большое разнообразие приборов, позволяет качественнее решать вопрос поиска неисправностей… Я не соглашусь, или соглашусь, но с оговоркой. Иногда специалист используя приемы поиска и совершенно ничем не примечательные обычные приспособления приборы, решает задачу не хуже того, кто оснащен дилерским оборудование. Конечно, говорить о возможностях первого и сравнивать их с возможностями второго – неправильно. Возможности приборов различны и они не только расширяют поле самих возможностей, но и дают некоторые преимущества в виде специальных функций. Хочеться иметь приборчик с расширенными возможностями. Что бы он позволял достоверно определять неисправность, был несложным в использовании и удобным при применении. Например: осциллограммы со вторички системы зажигания обладают высокой информативностью и достоверностью. Но применение осциллографа, это … провода, датчик, проблема подлезть, этим датчиком туда куда требуется.. Короче –эргономичным прибор не назовешь.


А вот такой прибор? –(фото pribor)



Имеет гибкий зонд, достать можно куда угодно. Позволяет проверить любую систему зажигания. Отображает количество оборотов, время горения искры, величину напряжения пробоя. Достал, включил, поднес датчик зонда в нужную точку, получил данные ( неисправность на экране прибора). Согласитесь, и удобнее и быстрее чем осциллографом ( Но такой прибор вовсе не исключает осциллограф, скорее дополняет). Различные датчики тоже не помеха, а в помощь в определенных моментах (датчики разряжения, давления, емкостные, индуктивные, и пр. «приблуды»… Пусть даже самодельные. Но если вы, применяя их, находите неисправность, махните вы рукой на критиканов, которые надувают щеки от того, что используют девайсы с фирменными наклейками. Результат - вот, что важно.


Кстати, о датчиках, очень хорошие данные дает применение индуктивного датчика при проверке форсунок и других исполнительных элементов. Все же токовая осциллограмма дает возможность увидеть многое. Чего не видно при непосредственном подключении к цепи. Тактика применения датчиков может быть разнообразной и выбирается исходя из необходимости. Датчик разряжения например: его можно использовать как пробник, но с расширенными возможностями, когда нужно убедиться в корректной работе механизма или правильности установки ГРМ. В этом случае берется только сигнал датчика.


Графическое отображение сигнала позволяет быстро оценить работу механизма.


Фото 18


Просто сравниваются сигналы. Зрительно, Но и этого уже достаточно.Если нужно, посмотреть что-то подробнее, можно сделать синхронизацию по форсунке или катушке:



Фото 19.


Вот, на фото 19 . Можно более детально анализировать и уже с привязкой к конкретному цилиндру. Или, кто вам может запретить использовать датчик давления для измерения компрессии и относительного сравнения ее по цилиндрам(скептики спросят:« зачем?» … а компресометр сломался…). И тем более я знаю, какое количество Вольт на шкале моего осциллографа будет соответствовать 1КРа.Иными словами ваш выбор никто не ограничивает. А вот с возможностями дело обстоит несколько иначе.



Фото 20


Раньше тоже так поступали, особенно когда машины к продаже готовили. Подкручивали винт ХХ, упорный винт заслонки, поворачивали корпус трамблера. Иными словами выполняли «механические коррекции», которые позволяли несколько сгладить проявление неисправности, проявляющееся в неустойчивой работе двигателя. Увы, сейчас, покрутить нечего… или так мало, что желаемого результата не достигнуть. Дальше можно ситуацию продолжить: клиент платит деньги и уезжает. Затем, через некоторое время, к нему приходит понимание, что неисправность никуда не ушла… он едет к другому специалисту. А у того возможности скромнее. Он даже может своими приборами и не увидеть то, что сделал предыдущий ремонтник. И будет скрупулезно проверять и, возможно, что устранит неисправность… но результат не получит нужный. И вернет машину, извинившись. За то, что не смог… И будет мучиться в сомнениях. А клиент вернется к тому, у кого был, тот, кто внес коррекции. И вот этот же спец, забыв, что он делал в прошлый раз, просто выставит «по нолям», и о чудо! Машина как птица, а спец с надутыми щеками и гордо поднятой головой: « Мы Вам не просто так, мы на программном уровне работаем» Обидно. Да. Но такой вариант вполне возможен.


Но в данном случае клиенту повезло: увидели, вернули на место, неисправность устранили


Фото 21


И еще два момента:

1 - наличие различных приборов не всегда идет во благо. Пример, когда я искал неисправность в «Кашкае». Проведение теста на баланс мощности по цилиндрам дал результат. Но если есть эндоскоп - надо же заглянуть внутрь. Зрительное восприятие убедительная вещь! (да и ради контрольной проверки… да и ради любопытства… да что там, - для самоутверждения « я прав»). Заглянул… что получил? А ничего, кроме сомнения. Потому ничего, что подтвердило бы, результат теста не увидел! Все. А если сомнение закралось - то настало время катать «ватные шарики».

2 - Я никогда не даю советов, когда спрашивают, какое лучше оборудование приобрести ( варианты: это, или, может, вот такое?)


Пока не начал работать, пока не подержал в руках простых приборов, человек не поймет и все равно будет сомневаться. А когда начнет работать, понимание, ЧТО нужно, ему придет само. И дальше он уже будет интересоваться отличием в характеристиках и возможностями, исходя из условий работы.


Вот собственно и все. Много получилось. Возможно, «ворчливо» изложено. Но от намеченной линии не ушел. И если кто нашел для себя хоть крупицу полезной информации, значит, не зря написал.






МАРКИН Александр Васильевич

 © Легион-Автодата


Ник на форуме Легион-Автодата – A_V_M

г.Белгород
Таврово мкр 2, пер.Парковый 29Б
(4722)300-709

наверх