Вторая конференция. День восьмой

29.03.2014

Вторая конференция "Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов"
8-й день (29 марта)



Тема лекции:

«Замена программного обеспечения ECU (перепрошивка) различных систем автомобилей»

Лекцию читает Ниточкин Алексей Викторович

 

 

Практикующий диагност с 1998 года, обладатель сертификата: "Эксперт по автомобильным системам BOSCH", победитель конкурса профессионального мастерства по разделам: "Системы управления бензиновым впрыском" и "Автомобильная электротехника", проводимого компанией BOSCH в 2006 году, практикующий специалист в области чип-тюнинга с 2007 года, автор нескольких десятков интернет-статей по чип-тюнингу: autodata.ru/article/chip_tyuning/ .


 Часто звучающие слова и выражения на лекции:

BDM порт (режим) - это специальный отладочный интерфейс процессоров фирмы MOTOROLA, который позволяет перезагружать программное обеспечение процессора.
Boot mode – режим, в котором процессор позволяет работать со своей внешней и внутренней памятью.
Boot pin - контакт на плате ЭБУ или вынесенный за его пределы, служащий для перевода процессора ЭБУ в режим Boot mode.
JTAG - интерфейс на базе стандарта IEEE 1149, который служит для проверки работы и чтения \ записи  процессора.
Область flash - область памяти ЭБУ, в которой содержаться калибровочные таблицы и управляющая микропрограмма ЭБУ.
Область EEprom - область памяти ЭБУ, в которой содержится так называемый паспорт ЭБУ, содержащий в себе как правило код иммобилайзера, вин номер автомобиля, коды форсунок для дизельных двигателей и многое другое.
На заметку: область EEprom может находиться как в отдельной энергонезависимой микросхеме памяти, так и эмулирована в области Flash.
Infineon TriCore - тип микропроцессора, применяемый во многих современных ЭБУ двигателя, является на данный момент самой распространенной версией микропроцессоров

Flasher - устройство для чтения записи ЭБУ посредством диагностического метода/
Диагностический метод - метод чтения \ записи ЭБУ непосредственно через диагностический разъем автомобиля без снятия ЭБУ с авто и его разбора.


Начало лекции лично меня немного удивило – не думал, что будет столько желающих слушать и вникать в такие сложные сферы, коими является практически все, что относится к понятию «чип-тюнинг»:



Алексею Ниточкину лекцию помогал вести его коллега Роман, тоже чип-тюнер из Подмосковья. Когда у слушателей возникали вопросы, он так же пояснял все непонятное, главное тут «снять все вопросы»:




Не буду пересказывать вам всю лекцию, да это и невозможно, остановлюсь на некотором, например на вопросе, который всегда волнует клиентов автосервисов, мол, зачем перепрошивать автомобили, они же с завода приходят, а вы тут самодеятельность разворачиваете …

Отвечу словами лектора, который привел показательный пример:



Он рассказал, что одна из моделей автомобиля Опель имела за свою жизнь 38 обновлений софта (то есть, так называемых «прошивок», которые выпускал Производитель). А вы  думаете, что если машина пришла с завода, то она «самая супер»? Во время эксплуатации автомобиля всегда и постоянно выявляются какие-то недочеты, которые Производитель исправляет выпуском обновлений прошивок.

Эта лекция была построена как «теоретически-практическое занятие»:



Так как рассматриваемые вопросы были не слишком простыми:

1. Что такое чип-тюнинг.
2. Цели и возможности при проведение репрограмминга, а именно: смена норм токсичности, увеличение мощности двигателя, устранение заводских ошибок в программе ЭБУ двигателя (ECU).
3. Способы и виды реализации процедуры чип-тюнинга: работа через диагностический разъем, работа с блоками методом внутрисхемного программирования.
4. Типы и виды оборудования для проведения чип-тюнинга: наиболее популярные бренды для разных типов программирования.
5. Наглядное проведение процедуры чип-тюнинга с использованием различных методов и оборудования на примере нескольких блоков управления, установленных на демо-стенде.
Будут рассмотрены все распространенные виды работ с ЭБУ:

  - диагностический разъем OBD-II;
  - Boot режим;
  - BDM режим.

То для лучшего понимания Ниточкин С.В пользовался своим рабочим столом, программатором и пр.:




И всё, что он делал на своем рабочем столе (считывал прошивку, заливал и пр.), все отображалось на большом экране:



А когда у слушателей возникали вопросы,





То на каждый вопрос следовал доходчивый ответ лектора. А вопросов, между прочим, было достаточно.

Для наглядности Ниточкин А.В показал собравшимся весь процесс работы в блоком управления на конкретном примере – на БУ отечественного автомобиля:





И пока слушатели рассматривали пущенный по рядам блок управления, он готовил к наглядному показу свое оборудование:





После этого на большом экране была показана конкретная работа чип-тюнера с конкретным блоком управления:





Слушатели могли и записывать рассказанное, и сохранять:





Вообще-то, на настоящее время чип-тюнинг это «определенная необходимость». В чем именно необходимость?




На фото: K TAG
Программатор, работающий на базе ПК, используемый для работы с ЭБУ на «столе» в режимах Boot pin, JTAG, BDM. Представляет собой модульное ПО, позволяющее пользователю приобретать те модули, которые ему необходимы для работы.
Существует два типа: Слейв (slave) и Мастер (master).
Слейв сохраняет считанный дамп в закриптованом виде, и для его раскриптовки необходимо обращаться к Мастеру, к которому будет привязан данный Слейв.
Конечно же немного не удобно, но при условии что цена Слейв версии практически в два раза меньше, чем Мастер и если Вы сами не собираетесь заниматься калибровкой ПО ЭБУ, то это Ваш вариант.
 




Большинство автолюбителей почему-то считает, что чип-тюнинг – это только прибавление мощности, крутящего момента, драйва на дороге, если короче. Но так ли это?


 



Основные работы, которые проводятся чип-тюнерами, это необходимые работы, связанные с нашими российскими условиями. И вы знаете эти условия: не совсем качественные топливо и моторное масло, дорожные условия. Сюда надо обязательно прибавить тот фактор, который мало кто берет во внимание: «Средний уровень жизни». Вот от него и отталкивается большинство автолюбителей, когда перед ними стоит выбор: «купить новый сажевик или провести чип-тюнинг?».





Сажевый фильтр стоит тысячу-две долларов, чип-тюнинг – гораздо меньше. Причем после чип-тюнинга о таком понятии как «проблемы с сажевым фильтром» можно забыть навсегда. То есть, немного потратиться один раз – и забыть. А если покупать новый сажевый фильтр, то насколько его хватит при тех условиях, что были только перечислены? Ответ понятен. Но «чипование» - это не только работа с сажевиком, это много других работ, которые не может не проводить участник дорожного движения в России. Увы, такова наша автомобильная жизнь в настоящее время. Когда разбогатеем, тогда и топливо будем производить хорошее везде и всегда. И все остальное наладится.


 


В течении дня слушатели могли познакомиться и задать вопросы людям, имена которых широко известны как в Интернете, так и среди автоспециалистов: В.Посталовский (слева) и  А.Шульгин (справа на фото):





Если кто не в курсе вопроса, вот что "придумал и воплотил в металл" В.Посталовский:

Для максимально точного и объективного проведения комплексной диагностики систем впрыска и зажигания, датчиков и исполнительных механизмов двигателя автомобиля мотор-тестер - это необходимый инструмент, с помощью которого можно увидеть реальные аналоговые сигналы, посмотреть в развернутом виде графики по первичной и вторичной цепях зажигания, проверить правильность работы системы фаз газораспределения, определить относительный баланс мощности по каждому цилиндру, проверить электронные датчики при непосредственном подключении.



Autoscop III (Мотортестер) Постоловского - цифровой диагностический 8-ми канальный USB-осциллограф предназначен для мониторинга измерения и анализа электрических сигналов. По полученным данным можно оценить работоспособность датчиков и исполнительных механизмов и устройств. Мотор-тестер комплектуется автомобильными кабелями и адаптерами для проверки первичных и вторичных цепей зажигания, датчиками давления и разрежения.


И по разработкам А.Шульгина, о чем он коротко рассказал собравшимся; классическая методика диагностики в числе прочего предусматривает:


• проверку компрессии в каждом цилиндре;
• проверку свечей и катушек зажигания;
• тестирование топливных форсунок на стенде;
• контроль правильности установки распределительного вала;
• при необходимости установку УОЗ на холостом ходу и на повышенной частоте вращения;
• измерение противодавление катализатора.


Все эти операции методика Андрея Шульгина позволяет выполнить в течение нескольких минут.  При этом можно убедиться, что степень сжатия данного двигателя отвечает заводским параметрам и выяснить,  что зубчатый венец не имеет значительного биения, не скручен на шпонке и все зубья диска на месте и не погнуты.


 

Говоря о тестах Андрея Шульгина, можно выделить две группы измерений: анализ информации, получаемой от датчика положения коленчатого вала и анализ информации, получаемой от датчика давления в цилиндре.


 Ну что: вот и закончился восьмой день конференции. Завтра последний день, тема будет такая:


"Диагностика бензиновых двигателей по сигналам датчиков кислорода и параметрам лямбда-контура

с использованием сканера и осциллографа".


 

Кучер В.П
Легион-Автодата

наверх